Чему учит игра в шахматы. Покер — математическая и психологическая игра. Ребенок учится принимать самостоятельные решения

По мере взросления ребёнка, примерно к концу детского сада – первому классу, перед родителями возникает вопрос – в какой кружок или секцию отправить малыша. Начинается лихорадочный перебор – английский, музыка, рисование, гимнастика и т.д. Бывает, что кто-то из родителей вспоминает (или сам играет) о шахматах. Для тех родителей, которые колеблются, не знают учить шахматам или нет и написана эта статья.

Чему же конкретно учат шахматы ?

Занятия шахматами учат выделять главные, наибо­лее существенные характеристики и особенности конкретной ситуа­ции.

Благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти.

Шахматы учат высокой дисциплине мышле­ния и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания, развивают способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами».

Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их, стимулируют развитие фантазии , вообра­жения и способностей предвидения, умению находить оригинальный способ решения.

Игра заметно воздействует на характер человека в целом . Не случайно первый чемпион мира И. Стейниц писал, что шахматы - не для людей слабых духом.

Активность, настойчивость, целеустремлен­ность, вера в конечный успех становятся необходимыми условиями достижения поставленных целей.

Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля . Совершенствуясь в игре, шахматист неиз­бежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контро­лировать свои действия, не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.

Положительно влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка . Шахматы учат ждать благоприятного момента , не форсировать событий без достаточных объективных оснований. Проявляя выдержку и самообладание, шахматист неизбежно борется с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т. п.

Шахматы - полезная школа для воспита­ния стойкости и упорства в экстремальных ситуациях , поскольку выбор хода требует от шахматиста решительности, смелости, готовности пойти на риск, в то же время, сочетая риск с повышенной ответственно­стью и осмотрительностью .

Шахматы развивают объективное отношение к себе . Шахматист сам «пожинает» то, что было «посеяно» его собственными замыслами и решениями. Поэтому результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становят­ся, следовательно, средством самовоспитания. Шахматы формируют объективную оценку соперников, других людей .

Шахматы - мощный стимул развития любознательности.

Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кру­гозор.

Увлечение шахматами позволяет подростку заинтересованно и в известном смысле на равных общаться со взрослыми, знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Благотворный отпечаток они накладывают и на домашнюю жизнь, семейное воспитание.

Опыт показы­вает, что шахматный материал может оказаться весьма полезным при изучении не только математики, как обычно считают, но и дру­гих естественных и гуманитарных предметов.

В последнее время научные исследования, посвященные теоре­тическим и опытно-экспериментальным доказательствам психо­лого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. В школах, в которых шахматы стали преподавать наряду с другими предметами, результаты оказались просто поразительными: средний уровень развития учеников школы, где шах­маты преподавались, значительно вырос, повысилась их успевае­мость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, организованности, развитие фантазии и воображе­ния.

День добрый, дорогой друг!

Умный дальновидный человек решения принимает взвешенно. И прежде чем занять своего ребенка шахматами, он непременно спросит себя: Что дают шахматы детям и взрослому человеку?

Как они будут влиять на развитие маленького человека и что могут принести ему в будущем, когда он вырастет?

Полагаю, вряд ли кто-то будет оспаривать позитивное влияние шахмат на развитие интеллекта. В этом вопросе как правило сходятся во мнении все. И родители и специалисты, и даже далекие от шахмат люди.

Менее заметным, на непосвященный взгляд, является влияние шахмат на развитие личных качеств ребенка. Мы обсуждали это в . Влияние есть и немалое.

Когда начинать?

Ответ такой:

Если вы в 20 лет не умеете играть или играете плохо, — войти в шахматную элиту не получится.

В истории был только один подобный случай. Ефим Боголюбов познакомился с шахматами в 18 лет.


Однако тогда было другое время. Сегодня это невозможно. Увы, поезд ушел. Надеюсь, не слишком вас огорчил.

С точки зрения вероятности достижения спортивных успехов, принцип такой: чем раньше, тем лучше. 4-5 лет – вполне оптимальный возраст для знакомства с шахматами. Через полгода -год можно переходить к занятиям, желательно под руководством специалистов .

В сегодняшней статье хотел бы обратить внимание еще на один важный аспект увлечения шахматами: Кроме интеллектуального и личностного развития, они могут оказаться своеобразным трамплином в построении карьеры в других областях.

Свои

Ничто так не сближает людей, как общее увлечение.

Мои друзья детства – шахматисты остались лучшими друзьями на всю жизнь. Почти никто из них не стал шахматным профессионалом и мы частенько пересекались по работе. Но мы всегда знали и знаем – мы «свои». И поддержим друг друга несмотря не на что.

Даже в беседе с незнакомым доселе человеком, если вдруг выясняется, что мы оба шахматисты, разговор сразу становится теплее.

Лет 15 назад ваш покорный слуга пришел на собеседование в одну солидную фирму на должность начальника отдела. Разговор с руководителем вакансии был деловит и суховат ровно до того момента, пока случайно не выяснилось, что мы оба шахматисты. Я мастер, он любитель.

Беседа сразу пошла на волне взаимопонимания. В разговоре, в отношениях важна «химия». Взаимные позитивные эмоции. Химия возникает на базе чего-то общего, что затрагивает струны души. В данном случае это общее – шахматы.

К моему удивлению, руководитель сделал предложение о работе прямо на собеседовании, что обычно является редкостью.


Еще один пример:

Будучи студентом политеха, ваш покорный слуга частенько приезжал в родной город. И «отдыхал» в шахматном клубе, «стуча в блиц» с любителями и разрядниками навылет. Как-то после редкого «вылета», сидя «на банке» (в очереди на игру) разговорился с одним из своих соперников.

Он оказался начальником цеха на Северстали. Известный человек, специалист. По фамилии Икконен. Арнольд Константинович пригласил меня в свой цех, присмотреться, познакомиться с производством. Через год я заканчивал ВУЗ. У него был и сопутствующий интерес – я мог значительно усилить цеховую шахматную команду.

Договорились, что делали обсудим ближе у моему окончанию политеха. К сожалению, планам не суждено было сбыться. Арнольд Константинович безвременно ушел из жизни.

Было и еще пара подобных случаев в моей трудовой профессиональной карьере. К чему эти истории?

Я точно знаю, что в моей сети деловых контактов, шахматисты — особая сеть, это «свои» люди. Мы говорим на одном языке . Нет теперь уже не на языке шахмат, но это не так важно. Важно то, что мы «свои».

У верблюда два горба…. ,

Потому, что жизнь — борьба)

С этим нехитрым изречение можно соглашаться или не соглашаться. Однако реальность нашей жизни такова, что бойцовские качества совсем не помешают.


Общепризнанно, что шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.

Шахматная теория содержит в себе все признаки научной дисциплины. Эстетически ценности, создаваемые высококлассной, творческой игрой, оказывают сильное воздействие на духовную сферу человека.

И все же. Большинство любителей шахмат видят в игре прежде всего борьбу.

Важен результат. Без этого шахматы теряют свою привлекательность . Исключить элементы состязательности, азарта, борьбы – означает попросту убить шахматы.

Эммануил Ласкер говорил:

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Серьезные шахматы – это жесткая, а порой и жестокая борьба, мобилизующая весь спектр духовных и нервных сил человека.

Что бы не говорили альтруисты, цель игры – достижение победы. Невозможно выиграть, чтобы другая сторона не проиграла. И этот факт может привести к непростым нравственным проблемам. Связанным с желанием «устранить» соперника.

И иногда шахматист «перегибает палку» в выборе средств.


Еще один «перегиб» — чрезмерные амбиции, не подкрепленные должной работой над шахматами и над собой. Вернее не сами амбиции, а «побочные эффекты» в поведении, возникающие из-за несбывшихся ожиданий.

И это тоже «перегиб».

Завышенная самооценка, подозрительность, зависть, высокомерие – эти свойства характера могут появиться в любой деятельности. В том случае, если молодой человек брошен на произвол судьбы в бурные воды противоборства. В том числе и в шахматах.

Как избежать «перегибов»?

Мы с вами знаем, что обучение восточным единоборствам начинается с философии. Ребенку разъясняют, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. Это важно как раз для того, чтобы увлечение не входило в противоречие с окружающим миром и людьми.

И делает это наставник, тренер.

То же и в шахматах. Важно, чтобы ребенок был «под присмотром» специалиста .

Важно также, чтобы ребенок был в сообществе «себе подобных». Для этого и существуют шахматные кружки, секции. Наша школа «Шахматы с Жориком » имеет и дополнительное преимущество – возможность обучения онлайн.

В заключение повторю основную мысль статьи :

Шахматы многогранны по своему влиянию на человека и его жизненный путь. Они могут предоставить дополнительные возможности даже тогда, когда не особенно ждешь .


Шахматные неформальные сообщества, построенные на общем увлечении, могут оказаться очень прочными и приносить пользу в различных областях жизни.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Шахматы – это игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру. Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно. Шахматы – это элитарная игра, которую обожали многие политические деятели, ученые, писатели, творческие люди из разных эпох. Она по праву называется одной из древнейших игр человечества. Упоминание о шахматах можно найти в источниках полутора тысячелетней давности. Наш мозг получает бесценную интеллектуальную подпитку, совершенствуется и развивается во время игры в шахматы.

Во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций.

Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует мнемические процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.

Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат .

Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.


Шахматная партия: умение играть и получать удовольствие

Как у любой игры, у шахмат есть свои правила. Многие думают, что достаточно просто выучить их, понять, как должны двигаться фигуры, тогда играть будет легко. Но это не так. Это не просто передвижение фигур по доске. Именно поэтому по шахматам ежегодно проводятся турниры, где соревнуются талантливые игроки со всего мира. Шахматы – это полноценный вид спорта, для победы необходимы постоянные тренировки. В игре важную роль играет логическое мышление, умение строить комбинации, стратегия и тактика. Хороший игрок должен обладать вниманием, усидчивостью и терпением.

Научиться играть в шахматы можно разными способами. Найдите книгу, прочитайте об игре в Интернете, попросите умелого игрока научить вас. Разные люди предпочитают разные способы, ведь все мы по-разному воспринимаем информацию. Кому-то проще прочитать, кто-то лучше понимает на слух и так далее. Во время обучения не стоит торопиться, чтобы понять особенности игры. Каждый ход, каждое действие необходимо повторять на доске, чтобы лучше его запомнить и осознать.

Когда с теорией будет покончено, начинайте играть. Играть с самим собой не стоит, это не даст вам нужных навыков. Всегда лучше играть с соперником. Стоит найти себе партнера по шахматам, который будет более опытным в этом плане. Так вы сможете научиться у него новым тактическим приемам, будете тянуться к его мастерству и быстрее станете профессионалом. Еще опытный наставник всегда может исправить ошибки, которые часто преследуют новичков.

Не все люди находят время, чтобы ходить в шахматные клубы. В этом случае превратите эту игру в интересное хобби, которым можно заниматься дома. Сегодня существует множество обучающих программ для компьютеров, планшетов или телефонов. Вы можете начать партию в любое удобное время. Программы легко регулируются под собственный уровень. Также они включают подсказки, облегчающие обучение.

Новички иногда забрасывают шахматы, ведь им эта игра может показаться скучной и неинтересной. Не стоит ориентироваться на первое впечатление. Представьте, что шахматы – это упражнение для мозга, которое необходимо повторять ежедневно. Это поможет вам не бросить игру на начальном этапе. Через какое-то время вы начнете осознавать всю прелесть партии, научитесь логически мыслить. Ваши стратегии будут иметь успех. Радость от победы, от правильно выстроенных ходов бесценна. Тогда вы поймете, почему у шахмат столько поклонников, и сами вступите в их ряды. Даже проигрыш может приносить удовольствие. Тщательно спланированная изящная партия соперника - это не только опыт и новые знания. Красивые партии приносят обоим игрокам эстетическое удовлетворение. Если перетерпеть начальный этап, когда шахматы могут показаться скучными, то можно открыть для себя всю привлекательность этой игры.

Не забываем про другие увлечения

Теперь вы понимаете, какая польза от шахмат, насколько положительно эта игра влияет на наш мозг. Но и вред, к сожалению, тоже присутствует. Партия может длиться несколько часов, за это время игрок должен максимально сконцентрироваться на доске, продумывать ходы и каждый последующий шаг. Естественно, что часто шахматисты ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на здоровье. Более того, не все люди способны извлекать пользу от проигрыша. Они могут скрывать свое разочарование, впасть в уныние. Это не всегда заметно, но люди со слабой нервной системой могут даже дойти до апатии и депрессии, особенно, если человек проиграл несколько партий подряд. Если ребенок сильно увлекся шахматами, то он может забыть про остальные увлечения, проводить время только за шахматной доской. Такой образ жизни породил стереотип, что шахматист – это худой молодой человек в очках, который не способен дать отпор в драке, не может защитить себя.

Чтобы минимизировать вредное влияние шахмат, стоит помнить, что всего хорошо в меру. Шахматы не должны заполнять всю вашу жизнь, стоит уделять внимание и физической активности, и другим увлечениям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Для чего нужны шахматы?
Александр Гутенев, мастер ФИДЕ по шахматам, многократный призер российских и международных соревнований. Один из десяти сильнейших шахматистов Челябинской области.

На протяжении вот уже нескольких веков шахматы привлекают к себе внимание миллионов людей. Ими увлекаются известные политики, бизнесмены и ученые. В шахматы хорошо играли многие великие писатели, художники и музыканты своего времени. Сегодня эта древняя игра переживает новую волну популярности. В Европе и некоторых российских городах шахматы начинают вводить в обязательный школьный курс обучения. Количество организуемых международных турниров растет с каждым годом.

Чем же так хороша эта игра и чему она учит?
Главная польза шахмат - в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Регулярные занятия прекрасно развивают мышление, память и воображение человека. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в занятия шахматами, лучше успевают в школе. Шахматный материал оказывается полезным при изучении как точных наук, так и естественных и гуманитарных.

Приобретаемые благодаря этой мудрой игре качества характера едва поддаются счету. «Шахматы обогащают. Они учат жить, приучают к ответственности, просто делают более серьезным человеком», - говорит 14-й чемпион мира по шахматам Владимир Крамник.

Регулярно сталкиваясь с критическими ситуациями за шахматной доской, человек привыкает принимать обдуманные решения и нести полную ответственность за них. Я убежден, что если ребенок еще в детстве научится играть в шахматы, в будущем он сможет справиться с решением любых жизненных задач.

Шахматы учат быть более вдумчивым, самокритичным, собранным и внимательным. Чтобы решить шахматную задачу или выиграть партию у сильного соперника, нужно научиться изобретательно изыскивать лучшие ходы и предвидеть дальнейшие события. Поражения, неизбежные для любого игрока, даже чемпиона мира, учат стойко переживать неудачи и извлекать из них ценный опыт.

Естественно, шахматные успехи не приходят спонтанно: для покорения вершин нужен не один год регулярных и упорных тренировок. Поэтому постижение секретов шахматного искусства прекрасно воспитывает силу воли.

Когда лучше начинать заниматься шахматами?

Шахматам, как и любви, все возрасты покорны. Многие дети уже в 4 года или 5 лет усваивают правила шахматной игры и обыгрывают взрослых. Кто-то начинает играть в 10-14 лет и за год тренировок достигает уровня кандидата в мастера спорта. А у кого-то интерес к шахматам появляется на третьем или четвертом десятке жизни. Все зависит от индивидуальных особенностей шахматиста.

Чтобы максимально развить способности ребенка с помощью шахмат, рекомендую начать обучение этой мудрой игре как можно раньше. Ребята, которых шахматы увлекают, со временем начинают играть в турнирах, в том числе международных, выполнять спортивные разряды и стремительно двигаться к званию «гроссмейстер».

На шахматных занятиях я обучаю учеников всем тонкостям игры, пользуясь уникальной коллекцией книг и компьютерных программ. На уроках мы разбираем партии шахматных классиков, решаем задачи на развитие комбинационного зрения, занимаемся теорией дебюта и эндшпиля, устраиваем шахматные турниры.

На сегодняшний день в шахматы играют 605 миллионов человек в мире. Пока я не знаю ни одного из них, кто пожалел бы о том, что научился хорошо играть в шахматы.

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.

3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.

4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей.

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

· Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

· Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

· Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Что дает игра в шахматы ребенку?
В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.