Фонетика гласные и согласные звуки русского языка. Сколько гласных и согласных букв в русском алфавите? Сколько согласных букв в русском языке

Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит. Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.

В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

Разделение на гласные и согласные звуки

В первую очередь ребенок должен узнать, что все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Во время изучения алфавита , нужно помочь малышу запомнить, что звуки делятся на гласные и согласные. Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ , ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым .

Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки

Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что существуют согласные твердые и мягкие.

Начать следует с исключений, рассказав историю о 6 упертых буквах : эти буквы ни за что на свете не хотят меняться. Например, существуют всегда мягкие согласные звуки , которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые согласные звуки , которые не хотят становиться мягче.

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменно мягкие и твёрдые согласные звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

Мягкие и твёрдые согласные звуки (таблица)

Всегда мягкие звуки в русском языке

Всегда твердые звуки в русском языке

[Ч’], [Щ’], [Й’]

[Ц], [Ж], [Ш]

Далее следует рассказать, что мягкие согласные в русском языке образуются:

  • если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
  • в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).

Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

  1. как определить мягкость или твердость по гласной,
  2. какие звуки всегда мягкие,
  3. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым.

Например, спросите у ребенка: буква Ч мягкая или твердая в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?

Дальше малышу следует больше узнать про твердые согласные звуки и, что они таковыми становятся, когда находятся перед:

  • твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
  • гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
  • согласным звуком: ТОРТ ([р]);
  • а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).

Для лучшего восприятия необходимо проговорить с ребенком вслух пары слов, в одном из которых будет мягкий согласный звук, а в другом - твердый:

[б] - [б’]

бал – белка

[в] - [в’]

волк – вилка

[г] - [г’]

год – гиря

[д] - [д’]

дом – детки

[з] - [з’]

зонт – зима

[к] - [к’]

кот – кит

[л] - [л’]

лото – лето

[м] - [м’]

мука – миска

[н] - [н’]

нос – низ

[п] - [п’]

пыль – пёс

[р] - [р’]

род – ряд

[с] - [с’]

сыпь – сеть

[т] - [т’]

таз – тир

[ф] - [ф’]

фон – филин

[х] - [х’]

ход – хит

Первоклассник должен запомнить, что звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.

Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознать мягкие и твердые согласные по положению губ.

Если, произнося слоги, ребенок улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такие слоги содержат в себе мягкие согласные звуки. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то на пути малыша встретился твердый согласный. Так учить мягкие и твердые звуки станет проще и веселее.

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

  1. Записав пары слов, включающих в себя мягкие и твердые согласные, можно попросить ребенка выделить определенные звуки следующими цветами:
  • гласные – красным ;
  • твердые согласные – синим цветом ;
  • мягкие звуки – зеленым .
  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их на слух определить твёрдые и мягкие согласные звуки в них. Для первых попыток следует подбирать слова из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков определения мягких и твердых звуков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
  1. Можно модифицировать предыдущую игру, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого согласного Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ОБЕРТКА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации согласных звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету звук в слове мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного , синего , зеленого , желтого . Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать твердый или мягкий знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее слово. Таким образом, схема: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ » соответствует слову «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета - десять. Согласные мягкие и твердые в сумме составляют 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
  1. Для детишек, только начинающих свой путь в фонетике русского языка, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

  1. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый игрок называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает это слово, называя степень каждого согласного звука (мягкий он или твердый). Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
  1. Как только станет понятно, что с основами разбора согласных звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по типу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.

Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет различать твердые и мягкие согласные звуки в 1 классе не хуже своих одноклассников.

Твёрдые и мягкие согласные - Шишкина школа

Согласные звуки - это звуки, при произношении которых на пути потока воздуха возникают препятствия. Согласных звуков в русском языке 36. Согласные буквы - это буквы, обозначающие согласные звуки на письме. Их в русском языке 21. Все согласные буквы русского алфавита: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими, глухими или звонкими. Согласные буквы могут быть глухими или звонкими, признака твёрдость/мягкость не имеют.

Большинство согласных звуков являются парными по признаку твёрдости/мягкости. Одна и та же буква может представлять соответствующий твёрдый или мягкий звук в разных словах. Например, буква Б обозначает мягкий звук в слове бинт и твёрдый – в слове бык. Мягкость согласного при транскрибировании обозначается запятой (апостроʹфом) справа над значком согласного звука: бʼ.

Мягкими согласные звуки в русском языке становятся, если после них следуют гласные второго ряда (Е, Ё, Ю, Я, И) и Ь. Сравните: спят [спʼат] и спать [спатʼ].

Парные согласные звуки по признаку твёрдость/мягкость

Иногда ученики забывают, Й,Щи Ч – мягкие или твердые согласные. Определение мягкости/твёрдости непарных согласных часто вызывает трудности, так как их не с чем сравнить.

Классификация парных и непарных согласных, мягких и твердых согласных, звонких и глухих согласных в таблице представлена ниже:

Й, Щ и Ч – всегда мягкие согласные буквы.

Щ и Ч всегда произносятся мягко, независимо от того, какая буква стоит после. Это мягкие непарные шипящие согласные звуки. Они становятся причиной орфографических ошибок в написании слов с сочетаниями ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА (чудо [чʼу], щука [щʼу], чаща [чʼащʼа]).

Й - особая буква. Она представляет согласный звонкий мягкий звук, в транскрипции обозначаемый значком [j] (йот).

[Ж] и [ш] – непарные твердые шипящие согласные звуки. Ц – тоже непарный твёрдый звук. Из-за их твёрдости у школьников возникает распространённая ошибка в сочетаниях ЖИ, ШИ (широкий [шы], жизнь [жы]), ЦЫ- ЦИ (цыплёнок – цирк).

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные звуки состоят из шума (глухие) или из шума и голоса (звонкие). Схожие по звучанию согласные образуют пары.

Звонкие согласные звуки, в которых доля шума минимальна, называются сонорными (от латинского sonorus, что значит «звучный»).Это [м] – [мʼ], [н] – [нʼ], [л] – [лʼ], [р] – [рʼ] и . Они не имеют пары по глухости/звонкости.

Согласные буквы и звуки могут быть глухими и звонкими. Значит ли это, что за звонкой согласной буквой всегда стоит звонкий звук, а за глухой буквой – глухой звук? Вовсе нет. Напрмер: кот [кот] и код [кот].

Парные и непарные согласные ведут себя в слове по-разному. Для парных по глухости/звонкости звуков сильной позицией (то есть такой, в которой звук ясно, чётко проявляется) является позиция перед гласным или сонорным звуком. Перед согласной и в конце слова согласный звук может изменять звучание.

Глухие согласные буквы могут представлять звонкие согласные звуки, если стоят перед звонкой согласной. Например: вокзал – во[гз]ал, сбить – [збʼ]ить, косьба – ко[зʼб]а. Этот процесс называется озвончением.

Звонкие согласные буквы представляют глухой согласный звук в конце слова или перед глухой согласной. Например: зуб – зу[п], подпрыгнуть – по[тп]рыгнуть, глаз – гла[с]. Этот процесс называется оглушением.

Часто у детей возникает вопрос: ц – звонкая или глухая согласная? Объясним природу этого звука. [ц] – аффриката, то есть происходит от слияния двух звуков: [т] и [с]. Обе составляющих являются глухими, и образующийся [ц] – тоже глухой.

Таблица глухих и звонких согласных парных:

Непарные по глухости звонкости согласные звуки:

Запомнить глухие буквы поможет мнемотехника. В фразе «Стёпка, хочешь щец? Фи!» содержатся все глухие согласные буквы и ни одной звонкой.

В мире очень много разных голосов, практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение.

Вконтакте

Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или , которые помогают донести мысль от одного человека к другому. Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение. Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.

В чем же различие?

Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим , например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.

Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.

Что такое гласные?

Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса , воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.

Таблица соответствия

Голосовые Графические
а а
о о
у у
и и
ы ы
э э
й’а я
й’у ю
й’э е
й’о ё

Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным {й} и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:

  1. Если нужно гласную поставить после гласной, например, слово «моя».
  2. После разделительного знака – «объятие».
  3. В случаях, когда гласная должна стоять в начале фонетического слова – «яма».
  4. Если нужно смягчить стоящий впереди согласный – «мёл».
  5. Если нужно воспроизвести иностранное слово.

Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».

Йотированные гласные

Что такое согласные?

Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие , например, на язык. Они делятся на пары , шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.

Звонкие, глухие и шипящие

Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:

Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:

Кроме перечисленных глухих и звонких, в существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу . На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.

Согласные звуки

Твердые и мягкие

Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?

Мягкие
ч’
j’
щ’
Твердые
ж
ш
ц

Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.

Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.

Твердые и мягкие согласные звуки

Чем отличаются гласные от согласных?

Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения . Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.

Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.

«Особенные» элементы русского языка

В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы . Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:

  1. Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
  2. Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».

Уроки русского Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Вывод

Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки - не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки - произносим и слышим. Буквы - это графические письменные символы, в то время как звуки - акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, -- другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика , а буквенные символы - графика . Правописание букв прерогатива орфографии .

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации -- твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

б в г д ж з й
к л м н п р с
т ф х ц ч ш щ

Ещё одна характерная особенность согласных - их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с , ф , ш , щ ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к , с или частицей б , это некоторые иноязычные имена собственные (Крч - район Праги; армянское имя Мкртч , которое в русском языке иногда пишут с гласной - для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс .

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом - называются звонкими.

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы] , [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными . Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными .

Парные звонкие и глухие Непарные звонкие Непарные глухие
б - п л х
в - ф м ц
г - к н ч
д - т р щ
ж - ш й
з - с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж , ц , ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й , ч , щ - мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а , о , у , э , ы , ъ - тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е , ё , и , ю , я , ь - тогда её звучание будет мягким.
Видео урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж , ш , щ , ч , которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з , с , ц -- свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки


В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность - их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв - согласных, твёрдого и мягкого знаков - может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись , по-лом-ка , двор , кар-ти-на .

Количество гласных букв в русском языке - 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы - е , ё , ю , я - двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ] , [йо] , [йу] , [йа] . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения -- я , её ; союзы -- и , а ; предлоги -- у , о ; междометия -- э , ау .

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге - сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» - маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] - твёрдый звук, то [б’] - мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса - [кас:а] .
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна - [вална́] .
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б » -- слова баран -- белый, «р » - работа -- ремень, «л » - лошадь -- лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

  • й , ч , щ
  • ж , ш , ц

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» - подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной - а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: ла -- ля , му -- ми , зо -- зя , бо -- бю , ры -- рё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое - с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама , пап а - дядя , тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые - другим. Например:

  • Н О С И К
  • К О В Ё Р
  • Ч И СЛ О
  • Т Ё ПЛ Ы Й

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример - произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе - при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах - ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф », имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й », также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё » в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало - это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты ), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх -- (двадцатитрёхзна́чный , четырёхдве́рный , трёхты́сячный ). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё », одна из которых становится ударной, а другая - безударной (трёхзвё́здочный , четырёхколё́сный , самолётоподъё́мник , трёхрублё́вка ).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед , зоообъединение , длинношеее . Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм ). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность , уменьшительность , мультифункциональность , прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь . Односложное слово из 8 букв: вскользь . Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке - о , е , а , и , т , н , с , р . Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком - один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста - основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть - через личный опыт.

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано - слуховое восприятие, чтение, письмо - представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

Билет №1

Гласными

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

[б] - [б’] [л] - [л’] [т] - [т’] [в] - [в’] [м] - [м’] [ф] - [ф’] [г] - [г’]

[н] - [н’] [х] - [х’] [д] - [д’] [п] - [п’] [з] - [з’] [р] - [р’]

[к] - [к’] [с] - [с’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости.

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик - [мужы́к] (здесь после всегда твердого Ж звучит [ы]).

Учил - [уч’и́л] (здесь после всегда мягкого Ч звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Свист - сви[с’т’]еть.

Лес - ле[с"н"]ик.

Казна - в ка[з"н"]е.

Бант - ба[н"т"]ик.

Индия - И[н"д"]ия.

2)Практическое задание.

Синтаксический разбор предложения, фонетический разбор слова, морфологический разбор.

Никто не мог оторвать меня от любимых мыслей.

Предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное,

Анализ текста.

Определение темы текста: пищевые запасы бурундука

Билет №2

1)Устное задание: Тема: Раздел о звуках речи – фонетике.

2) Практическое задание:

Задание: расставить знаки препинания в предложениях.

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

Речевая культура человека – зеркало его духовной жизни.

Бедность не порок. Перед частицей НЕ тире не ставится.

Синтаксический разбор предложения: Заботливо осматривая каждое подозрительное местечко, стуча мощным клювом по коре, поднимается вверх по белой березе крупный черный дятел.

Предложение: Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, обособлено однородными членами.

Фонетический разбор: клювом

к-[к] -согл., глух., тв.

л-[л’]-согл., зв. непарн., мягк.

ю-[у] -гл., ударн.

в-[ф] -согл., глух., тв.

Морфологический разбор: березе

Начальная форма: БЕРЕЗА Часть речи: существительное Грамматика: дательный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, неодушевленное

Формы: береза, березы, березе, березу, березой, березою.

Анализ текста.

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №3

1) Устное задание: тема: Омонимы, Синонимы, Антонимы.

Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. тройка" (лошадей) и "тройка" (отметка).

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Смелый - храбрый.

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать»

Употребление синонимов.

Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.

Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.

При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами (см. Лексическая сочетаемость).

Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут - это ведет к речевой ошибке.

Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье....

Употребление омонимов.

Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.

Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж - это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.

Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ

Билет №6

1) устное задание: тема: Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские слова и заимствованная лексика. Эта группа слов отражает особенности их происхождения. В состав исконно русской лексики входят те слова, которые образовались непосредственно в русском языке. Среди исконно русских слов выделяются слова общеславянские (мать, пастух, двор, каша, квас, береза, поле, утро), восточнославянские (дядя, племянник, ложка, овраг, цветок) и собственно русские (бабушка, дедушка, вилка, сказка, теленок, утка). В русском языке много заимствованных слов. По подсчетам ученых, примерно каждое десятое слово - заимствованное. Заимствованные слова отражают исторические изменения в жизни государства, в науке, технике, экономике, искусстве.

2) практическое задание

Солнце, спрятавшись за узкое облако, золотит его края.

Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.

Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор, фонетический разбор слова, морфологический разбор.

Синтаксический разбор: Я приготовился стрелять, но птица из кустов не вылетела.

Предложение: повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, ССП.

Фонетический разбор: Птица

п - [п] - согл., глух., тв.

и - [и´] - гл., ударн.

а - [ъ] - гл.. безуд.

Морфологический разбор: кустов

Начальная форма: КУСТ

Часть речи: существительное Грамматика: множественное число, мужской род, неодушевленное, родительный падеж

Формы: куст, куста, кусту, кустом, кусте, кусты, кустов, кустам, кустами, кустах

Билет №7

Старославянизмы

Классификация по группам:

Семантические

2) практическое задание:

Билет №8

Диалектные слова

Термин

2) практическое задание.

Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.

Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам?

Билет №9

1) устное задание: тема: источники пополнения лексики.

2) практическое задание.

Фонетический разбор: Минут

и [и] - гласный, безударный

у [`у] - гласный, ударный

Билет №13

1) Устное задание……..

2) Практическое задание

Анализ текста

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: художественный.

Билет №14

1) Устное задание: Гласные о и е после шипящих

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзажем, престижем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего);

в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка);

г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый), -он (с беглым о: смешон);

д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо.

2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:

а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;

в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый);

г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр;

д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость;

е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.

2) практическое задание

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой:

1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Любите книгу, она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Сыр выпал, с ним была плутовка такова.

Анализ текста

Тема: наступила осень.

Тип речи текста: описание

Стиль текста: художественный

Билет №15

1) устное задание

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

2) практическое задание

на Влияние Гоголя русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.

Употребление антонимов.

Очень часто используется поэтами для придания образа. Пример: Они сошлись, вода и пламя.

2) Практическое задание.

Расставить знаки препинания в предложениях:

Фонетический разбор: лег

Лег - слово из 1 слога,

е - [э] -гл., ударный.

г - [х] -согл., глух. непарн., тв.

Анализ текста.

Тип речи текста: повествование

Билет №4

1) Устное задание: тема: использование изобразительно-выразительных средств языка.

олицетворения - когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ: Улыбнулись сонные березки…

сравнение: пример: Лес, как будто расписной терем, переливался багряными, золотыми, оранжевыми цветами.

Луна, как огромный холодный шар, светилась высоко в небе.

Озеро блестело, как чёрное зеркало.

Лёд, словно тающий сахар, лежит на студеной речке.

Щёчки у Машеньки были, как наливные яблочки.

эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ: ветер - буйный, бродячий.

Гипербола - стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает (например, у Н. В Гоголя: "шаровары шириной в Чёрное море")

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем.

2) практическое задание

Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза.

Стол, кресло, стулья все было самого тяжелого и беспокойного свойства.

Прямо против окна, на противоположной стороне, высился красивый барский дом.

Анализ текста

Тема текста: осина

Определение стиля: …………

Билет №5

1) устное задание: Словари русского языка

Словари русского языка - Вселенная в алфавите- Антропонимические словари- Диалектные (областные) словари- Грамматические словари- Словари сочетаемости слов- Идеографические, семантические и ассоциативные словари- Лингвострановедческие и культурологические словари- Морфемные и словообразовательные словари- Обратные словари- Орфографические словари- Орфоэпические словари- Синонимические словари- Словари антонимов- Словари лингвистических терминов- Словари названий жителей- Словари неологизмов- Словари омонимов- Словари паронимов Наступила - Словари эпитетов, сравнений и метафор- Словари сокращений- Словари социальных диалектов: жаргонов, арго, сленга - Словари языка писателей и отдельных произведений- Словари-справочники трудностей русского языка- Терминологические словари- Толковые словари.

2) практическое задание

Билет №10

Фразеологизм, фразеологическая единица - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

2) Практическое задание

Друзья, прекрасен наш союз.

О чем ты думаешь, казак?

Анализ текста

Тема текста: развитие культуры речи

Тип речи: рассуждение

Билет №11

1) устное задание: тема: Использование формул речевого этикета.

Речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием.

2) Практическое задание

Ах, как это солнце ярко.

Нет, не покинул я тебя.

Да, время летит очень быстро.

Анализ текста

Тема текста: ежедневные записи

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: художественный.

Билет №12

Приставка

Суффикс

Корень

2) Практическое задание

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Он знак подаст - и все хохочут.

Анализ текста

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: разговорный

Анализ текста

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный.

Билет №16

2) практическое задание

Уж было поздно и темно, сердито бился дождь в окно, и ветер дул печально воя.

Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось в реку.

Фонетический разбор: Водой

о [`о] - гласный, безударный

о [а] - гласный, ударный

Анализ текста

Тема: Пищевые запасы бурундука

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №17

2)практическое задание

А он, мятежный, просит бури.

Анализ текста

Определение темы текста: падают листья осенью, листопад

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №18

1)

2)практическое задание

На лавке у окна сидел отец.

Анализ текста

Определение темы текста: жизнь ежика

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный.

Билет №19

1)

2) практическое задание

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.

Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.

Анализ текста

Тема текста: осина

Определение типа речи текста: рассуждение

Определение стиля: …………

Билет №20

1) устное задание

Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Реферат - доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т.п.

2) практическое задание

Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. Запятая при вводном слове.

Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.

Фонетический разбор: лег

Лег - слово из 1 слога,

л [л’] - согл., зв. непарн., мягк.

е - [э] -гл., ударный.

г - [к] -согл., глух. непарн., тв.

Анализ текста

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №21

1) устное задание

Фонема – это кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

День - 4 букв, 3 звук

д [д"] - согласный, мягкий, звонкий, парный

е [`э] - гласный, ударный

н [н"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

Подъем 6 букв, 6 звуков

п [п] - согласный, твердый, глухой, парный

о [`о] - гласный, безударный

д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный

ё [й"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

[о] - гласный, безударный

м [м] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

2) практическое задание

О, я его отлично понимаю. Грамматическая основа – я понимаю

Ночка сегодня морозная, ясная. Грамматическая основа – сегодня ночка

Фонетический разбор: Минут

м [м"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

и [и] - гласный, безударный

н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

у [`у] - гласный, ударный

т [т] - согласный, твердый, глухой, парный

Анализ текста

Тема текста: умение человеческих рук

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №22

1) устное задание

2) практическое задание

Павел подошел к двери, толкнув ее рукой, спросил кто там?

Вам бы вступиться за Павла – то воскликнула мать, вставая, ведь он ради всех пошел.

Фонетический разбор: клювом

Клюв - слово из 1 слога 4 буквы, 4 звука.

к-[к] - согл., глух., тв.

л-[л’] - согл., зв. непарн., мягк.

ю-[у] - гл., ударн.

в-[ф] - согл., глух., тв.

Билет №26

1) устное задание:

2) практическое задание

Ах, как это солнце ярко.

Нет, не покинул я тебя.

Да, время летит очень быстро.

Анализ текста

Тема: человек должен быть интеллигентным

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: разговорный

Билет №27

2) Практическое задание

Сложно подчинённое предложение. такие предложения соединяются подчинительными союзами (например: когда, что, чтобы, который...)_______________________________________________

Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.

Я увидел, как звезды стали туманиться и терять всю свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Анализ текста

Тема: отец и сын пошли в лес на охоту

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: художественный.

Билет №28

1) устное задание:

Приставка - это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.

Суффикс - Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение

Корень - это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными)

2) Практическое задание

Влияние Гоголя русскую на литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.

Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.

Анализ текста

Тема: наступила осень.

Тип речи текста: описание

Стиль текста: художественный

Билет №29

1) устное задание:

2) Практическое задание

А он, мятежный, просит бури.

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

Фонетический разбор: Водой

в [в] - согласный, твердый, звонкий, парный

о [`о] - гласный, безударный

д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный

о [а] - гласный, ударный

й [й"] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

Анализ текста

Тема: искусство как воспитание

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный.

Анализ текста

Тема текста: Россия – мать

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №23

1) устное задание

2) практическое задание

Наступила дождливая, грязная темная ночь.

Длинный товарный поезд уже давно стоит на полустанке.

Анализ текста

Тема текста: яблоня

Определение типа речи текста: рассуждение

Определение стиля: …………

Билет №24

1) устное задание: старославянизмы.

Старославянизмы - слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг.

Классификация по группам:

Восходящие к общеславянскому языку Старославянизмы, имевшие восточнославянские варианты, отличавшиеся своим звучанием или аффиксальным оформлением: злато, нощь, рыбарь, ладья, врата, чреда (очередь), плен (полон)

Семантические.

2) практическое задание

На митингах, мы, газетчики, узнавали много новостей.

Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах.

Фонетический разбор: Птица

Пти´ца – слово из 2 слогов, 1-й ударный

п - [п] - согл., глух., тв.

т - [т’] - согл., глух., мягк.

и - [и´] - гл., ударн.

Ц - [ц] - согл., глух. непарн., тв. непарн.

а - [ъ] - гл.. безуд.

Анализ текста

Тема: человек должен быть интеллигентным

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: разговорный

Билет №25

1) устное задание: Диалектные слова. Слова-термины

Диалектные слова - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

Термин - это определенное слово, обозначающее специальное понятие, которое относится к той или иной области техники, науки, искусства и т. д. (технический термин, научный термин, религиозный термин) . Термин не может иметь двойного значения. Используется в специализированной литературе, тематических беседах и т. д.

2) практическое задание

Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.

Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.

Анализ текста

Тема: ежедневные записи

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: публицистический

Билет

1) устное задание:

2) Практическое задание

На лавке у окна сидел отец.

Во время сильных дождей река разливается по – весеннему, бурно и шумно, и тогда дает себя знать.

Анализ текста

Тема текста: поиски растения калган

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №1

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Человеческая речь состоит из звуков речи.

Звуки речи - это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).

В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].

При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.

В русском языке 36 согласных звуков:

Это все согласные звуки только твердые и мягкие.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.