История возникновения музеев. Первый музей, открытый петром первым История развития музеев кратко

Страница 1

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

Другие публикации:

Архитектура Древнего царства
Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который...

Джеймс Бонд
Первый фильм о супершпионе, имеющем «вид на убийство», т.е. получившем право физически уничтожать противника, был снят в 1962 году – ровно через десять лет после того, как Иэн Ланкастер Флеминг (1908 – 1964 года), английский писатель, при...

Репортаж
Специфика фоторепортажа заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные моменты и в умении выбрать наиболее удачный ракурс для съемки. Здесь, как правило, исключается режиссура кадра и вмешательство в естественный ход событий. Гла...

Музей - институт социальной памяти, предназначенный для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. На определенном этапе развития общество осознает какой-либо предмет как ценность, которую необходимо изъять из повседневного обихода, которой перестать пользоваться, чтобы сохранять ее и передавать из поколения в поколение. Именно для изучения и предъявления таких предметов общество и создало особый социальный институт - музей.

1. Когда и зачем появились музеи

У многих музей ассоциируется с древними временами. Поэтому кажется, что и сам по себе музей - нечто древнее, пришедшее из глубины времен. На самом деле музей в нынешнем виде возник на рубеже XVIII–XIX веков, то есть не так давно, около двухсот лет назад. Предыстория музеев связана с коллекционированием (первые известные нам коллекции появились еще в античности: у человека всегда была страсть к собирательству). С эпохи Возрождения люди стали предъявлять такие коллекции другим людям, это и были своеобразные «протомузеи». В XVII веке стали возникать так называемые кабинеты древностей, древнехранилища. Но наиболее распространенным является термин «кунсткамера». Кунсткамера - это уже почти музей. Но у кунсткамеры есть одно существенное отличие от музея в современном понимании, поскольку она собрание «диковин», которые представлены несистематически. Там нет того, что мы сейчас называем экспозицией - смысловой последовательности расположения предметов. Посетитель должен их рассматривать, разбираться, проявлять при этом особое качество, которое по-английски называется словом «curiosity» - любознательность. Еще одно значение этого слова - «чудачество». Интересно, что именно это значение сохранилось в современном русском языке: «курьезный» - это чудаковатый, странный, несерьезный. Кунсткамеры и делались для таких и чудаковатых, и любознательных людей. Затем наступила эпоха Просвещения, и музеи начали создавать свои собрания по некоторым систематическим основаниям

2. Отличие современных музеев от их предшественников

В наши дни в основе многих старых музеев лежит модель просветительского музея. Например, в Вене есть Естественно-научный музей. В нем на каждой витрине стоит бронзовая табличка, на которой по-немецки написано «Systematisch». Это классический просветительский музей, где все разложено по полкам, ящиками, отделам. Этот естественно-научный музей устроен, как линнеевская таблица. А исторический музей просветительского типа устроен, как учебник истории, - от древнейших времен до наших дней. В наиболее чистом виде просветительская модель музея реализовалась в Германии, а оттуда разошлась по всему миру. Современные российские музеи в большинстве своем до сих пор несут в себе черты этой модели. В Государственном историческом музее, например, экспозиция построена по хронологическому принципу. В Третьяковской галерее и Русском музее - по историко-монографическому принципу: там одновременно и по хронологии, и по именам художников.

3. Гедонистические музеи

Такой систематический подход к музею просуществовал много лет. Но была и другая линия в развитии музейного дела, хотя раньше не очень популярная. Это так называемый «гедонистический музей», ориентированный в первую очередь на приятное времяпрепровождение, получение удовольствия, а не на передачу знаний. Сегодня некоторые музеи, в первую очередь художественные, начинают эволюционировать в сторону гедонистического музея.

В качестве одного из наиболее чистых примеров такого рода можно назвать Insel Hombroich, современный художественный музей, который находится в местечке Хомбройх под Дюссельдорфом. Музей был основан частным лицом, бизнесменом. Этот человек, заработав большой капитал как риэлтор, прекратил свою деятельность и вложил все деньги в создание прекрасного музея. Он купил участок земли и объявил его островом, назвав его Insel Hombroich («Остров Хомбройх»). На этой сельскохозяйственной пустоши он насадил сады, причем этим занимались ландшафтные архитекторы. Все это очень красиво, продуманно, там поставлены специальные павильоны, построены, кстати сказать, из старого голландского кирпича от разобранных построек - это очень экологичный проект. А внутри этих павильонов он разместил огромную художественную коллекцию. И при этом диапазон коллекции - от работ современников основателя до офортов Рембрандта, от мобилей Колдера до кхмерской скульптуры. Все эти предметы были представлены вперемешку, и при этом в экспозиции нет ни одной этикетки. Смысл состоит в том, что человек приходит в музей не за знаниями, а за удовольствием: послушать журчание ручейка, посмотреть на прекрасные произведения искусства и получить от всего этого эстетическое наслаждение.

4. Интерактивность современных музеев

Перемены стали происходить также с естественно-научными и научно-техническими музеями. Дидактическая система просветительского музея плохо работает применительно к современному посетителю. Сегодняшнего посетителя можно охарактеризовать известной китайской поговоркой: «Расскажите - и я забуду, покажите - и я запомню, дайте мне сделать - и я пойму». Поэтому в музеях все чаще используются элементы интерактивности. В музеях исторической реконструкции посетителям дают возможность пожить в пещере, как первобытным людям, или выковать гвоздь в кузнице. Понимание и запоминание происходит через непосредственное участие. Элементы интерактивности сегодня есть даже в художественных музеях. «Даже» - поскольку искусство наиболее сложно для таких активных интерпретационных техник. Ведь произведения искусства, как правило, нельзя трогать.

Так, например, в музее Виктории и Альберта в Лондоне есть так называемая Английская галерея. Там в отделе XVIII века висит портрет, на котором дама в соответствующем наряде стоит рядом с сервизом. В этом же зале стоит в натуре такой же сервиз, в витрине висит такое же платье. А рядом с сервизом лежит бой фарфора, который можно трогать руками. Висит копия этого платья, ее может надеть любая посетительница и сфотографироваться. Это примеры интерактивности в художественном музее.

5. Связь уровня культуры общества и музеев

Напомню, что музей - это специальное место, которое хранит объекты, изъятые из повседневного обихода. Поэтому музей является очень точным «термометром» состояния культуры общества и культурного здоровья: чем выше культура, тем больший круг объектов оно осознает как ценности, которые нужно уже не использовать по первоначальному назначению, а сохранять. Сейчас в нашей стране музеи пополняются очень медленно и плохо, что показывает не очень хорошее состояние культуры. Еще страшнее процесс демузеефикации, когда из музея извлекают экспонаты и опять начинают их использовать по первоначальному назначению. В основном это относится к памятникам древнерусского искусства, к иконописи. Это говорит о том, что наше общество в культурном плане деградирует.

Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз ». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.

Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.

Первый прототип современного музея был основан в под названием в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

Музеи в древние века


В древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства.

В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.

В 15 веке (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур . Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

Создание современных музеев


Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.

Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является

Слово «музей» происходит от греческого museion - «храм муз». Музами (Musai) называли прекрасных спутниц бога Аполлона, покровительниц наук и искусств, 9 дочерей Зевса и Мнемозины: Эрато, Евтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания.

В Древней Греции под понятием «музей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование термина (лат. museum - место ведения философских дискуссий) и в римской культуре. Однако в эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия: академия, лицей, кабинет, союз, посвященный музам.

Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные музеи или кабинеты вблизи мест погребения своих предков.

Музеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Здесь проводились философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. Постепенно в музеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением, скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей.

Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции накапливались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Для храмов стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества: статуи, вазы, одеяния, ткани, драгоценности, ювелирные изделия, картины, скульптурные изображения людей, животных и богов, инструменты для разнообразных ремесел, жезлы, луки, мечи, шлемы, монеты, мебель, изделия из драгоценных камней, слитки золота и серебра и многое другое. В древнегреческих храмовых собраниях хранились и кости гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости.

Олимпийские празднества, посвященные Зевсу привлекали огромное число паломников, непременно совершавших приношения богам, и прежде всего Зевсу. Гости посещали храмы, знакомились с различными памятниками, окутанными древними легендами, а также выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Участники, гости, победители соревнований, паломники жертвовали что-либо храму в соответствии со своими возможностями.

Социальное бытование собраний носило ярко выраженный прагматический характер: коллекции выполняли сакральную и презентативную функции. Они использовались в богослужении, в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов. Широко бытовавшие в греческой культуре мусические (гр. musike - общее образование, духовная культура) и спортивные состязания сопровождались различными шествиями и празднествами, также оформлявшимися с привлечением храмовых и частных собраний. Широко бытовали и своеобразные «постоянные» экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные и политические события жизни полиса, например, художественные изображения отдельных сцен Троянской войны либо сюжетов из мифологии. Выставлявшиеся на обозрение различные курьезы- диковинки природы (например, кости вымерших животных) демонстрировались как свидетельства жизни мифологических персонажей.

Переломным периодом для античной истории стал IV в. до н.э. Он был ознаменован сменой демократического полисного управления монархическим.

В формировании собраний и их использовании на раннем этапе бытуют традиции древнегреческой культуры.

В отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, доминирующим источником храмовых сокровищниц Рима становились трофеи, захваченные в условиях активных военных действий. В составе коллекций накапливался обширный материал по «чужим», чаще всего современным, культурам и экзотической природе, что в целом способствовало формированию географического кругозора.

Абсолютизация единоличной власти, обожествление фигуры царя-правителя ведут к увеличению в составе коллекций доли предметов, игравших роль в самопрезентации личности, и прежде всего царя. Военные трофеи, свидетельства военных побед, а сними и мощи государства, начинают осознаваться как заслуги правителя. В условиях ориентации монархии на военную экспансию важную роль в обществе начинает играть фигура военачальника. Получает распространение практика собирания скульптур древнегреческих полководцев, копирование с древних оригиналов, а также создание по их образу и подобию галереи собственных героев. Со временем это привело к обилию фигур императоров и полководцев на улицах города.

Более последовательным и успешным было освоение древнегреческого наследия в области воспитания, образования и науки. Присваивая материальные ценности древних греков, римляне впитывали эллинский дух. Весьма популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками и традициями.

В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший впоследствии основные направления музейной деятельности. Собрания картин, скульптур, резных камней получают различные наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов: собрания художественных произведений, создававшихся в Древней Греции преимущественно на сосновых досках, получают название пинакотек (гр. pinax - доска, картина и thеke хранилище). По этому же принципу собрания скульптур названы глиптотеками (гр. glyptos - вырезанный, изваянный и thеke - хранилище) и т. д.

К этому же периоду относятся и первые прецеденты адресного «экскурсионного» обслуживания. Так, служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, но должен был рассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и его сокровищница впервые становились объектами античного «туризма».

В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. В частности, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущей академической экспозиции художественного музея.

Характерной особенностью социального бытования памятников в греко-римской культуре было рассмотрение их как общенародного достояния. Это предполагало создание условий для доступа к их осмотру широкой публики. Весьма приветствовались и поощрялись акты дарения собраний храмам либо городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям.

Особенно распространенными были дарения коллекций правителями и крупными государственными деятелями.

Возникновение первых музеев в Европе связано с Италией, преемницей культуры античности, и прежде всего с городами-республиками Генуей, Флоренцией, Венецией. В ХV-XVI вв. здесь необычайно модным становится коллекционирование, охватившее все слои населения, но особенно- представителей светской и духовной аристократии. Это приводит к формированию в XVI-ХVII вв. первых дворцовых музеев, возникших на базе художественных собраний светских правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи, ставший своеобразным символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении ХV-ХVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Опыт их организации, методов хранения, описания, группировки и экспонирования, накопленный при создании и бытовании первого дворцового музея, широко использовался впоследствии во многих европейских странах.

Кроме первых музеев, возникших благодаря собирательству и меценатству светской и духовной аристократии, в ХVI-ХVII вв. на территории Италии формируются такие типы собраний, как научная коллекция, дом-музей искусств, дом-музей гуманизма, или галерея портретов выдающихся людей.

Наряду со светской аристократией большую роль в возникновении первых музеев в Италии сыграли и представители духовной власти- кардиналы и избиравшиеся ими папы. Многие из них покровительствовали скульпторам и художникам. Более того, некоторые римские папы были страстными коллекционерами предметов античного и византийского искусства, устроителями первых музеев, а также организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участниками практических работ по реставрации памятников.

Становление музея как социо-культурного института шло в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону, высокому идеалу. Существенными фaкторами, стимулировавшими возникновение музеев, явились также Великие географические открытия, познакомившие европейцев с иными культурами и экзотической природой. Наконец, музейные собрания становятся востребованными развивающимся рациональным знанием, и прежде всего естествознанием.

Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. Наиболее значительные из них положили начало формированию крупнейших художественных собраний Европы.

Концепция дворцового музея предполагала формирование образа просвещенного правителя, соответствовавшего гуманистическим идеалам культуры Возрождения. Девиз «Оружие и ученость» символизировал соединение храбрости и доблести правителя в военное время с «высоким досугом» (интеллектуальным трудом) в мирных условиях. «Высокий досуг» предполагал знакомство с миром окружающей природы, современной и древней культурой.

Акцент на культуре античности как высоком идеале, наиболее ярко выраженный в собирательской деятельности правителей Италии и Франции, способствовал созданию в этих странах высоких образцов современного искусства, становившихся предметами музейного коллекционирования. Первые дворцовые собрания этих стран представляли собой частные музеи, включавшие античное и современное искусство (живопись, скульптуру), а также природный («натурный») материал.

В дворцовых музеях ряда правителей династии Габсбургов, а также в английских королевских собраниях ведущей тенденцией презентации правителя являлась идея прославления военной мощи страны и воинской доблести ее главы. Поэтому в составе коллекций частных дворцовых музеев этих стран преобладали экспонаты, связанные с войной, например, оружие, портреты выдающихся военачальников и др. Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических военных музеев.

Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. В XVII в. возникают университетские музеи, совмещающие в своей концепции исследовательскую и образовательную функции.

Возникновение и бытование музеев положило начало зарождению музейной науки: формированию ее терминологического аппарата, организации хранения разных видов памятников, способов их презентации, созданию первых схем музейной типологии.

Основными адресатами первых музеев были представители высших социальных слоев: светские и духовные иерархи, а также интеллектуальная элита - скульпторы, художники, архитекторы, исследователи.

Эпоха Возрождения характеризуется развитием такой формы бытования и музейного представления наследия, которая в современной терминологии обозначается как недвижимые археологические памятники, или археологический раскоп. Они представляют собой презентацию феноменов истории и культуры in situ (лат. - в месте нахождения). Кроме вышеупомянутых археологических раскопок в районе Ареццо, направленных на поиск предметов культуры этрусков и античности, широкое распространение получает программа более масштабного воссоздания реалий культуры Древнего Рима. В частности, при покровительстве папы Юлиана II живописцем и архитектором Рафаэлем Санти была предложена программа организации работ по «планомерному раскрытию» памятников античности в Риме с целью превращения его в специфический музей древнего города.

История музеев содержит примеры систематизированных собраний. Однако подавляющее большинство музейных коллекций были бессистемными, что в целом отвечало состоянию рационального знания, находившегося на стадии эмпирического собирания и первого осмысления материала. «Нормой» были в большинстве своем бессистемные собрания, сгруппированные на основе так называемого казового интереса, или по принципу «красивости». В этом смысле экспозиции многих музеев напоминали витрины антикварных лавок, в которых вещи отбирались и выставлялись в соответствии со вкусами владельца.

В эпоху Возрождения обозначились и определенные взаимоотношения музея и посетителя, получившие в современной музейной науке определение музейная коммуникация. Первые музеи, возникшие как частные дворцовые собрания светских и духовных иерархов, были адресованы сравнительно узкому кругу представителей интеллектуальной элиты.

Использование музейных коллекций наукой привело к формированию и развитию профильного музея эпохи Просвещения. Именно в нем закладывается фундамент музееведения как науки, первоначально представлявшей собой вспомогательную по отношению к естественной истории дисциплину. В литературе это направление нередко называют профильным музееведением. Именно в профильном музее формируются научные основы описания, атрибутирования, систематизации музейных предметов.

Необычайно плодотворным для музееведения был и опыт профильных музеев в области теории комплектования. В свою очередь, профильные музеи, являясь фактографической базой для исследований, способствовали становлению новых наук и научных дисциплин, а в ХХ в. они сыграли ведущую роль в возникновении многих отечественных академических институтов. В структуре музееведения эпохи Просвещения активно развивались его разделы, направленные на обслуживание предметного знания. Они составили методический базис для таких направлений музейной деятельности, как комплектование, научное описание, обеспечение физической сохранности предметов, разработка справочного аппарата. Направления деятельности по работе с посетителями, известной в настоящее время как музейная коммуникация, в рамках профильного музееведения того периода еще не существовало. Это вполне естественно, если учесть, что основным посетителем музея и пользователем коллекций был профессиональный исследователь.

Появление первого музея в России восходит к началу XVIII в. и связано с реформаторской деятельностью Петра I.

Первооснову Кунсткамеры составили три коллекции, купленные лично Петром I либо по его поручению в Германии и Голландии. Они представляли собой собрания, описанные и систематизированные в соответствии с представлениями естествознания того периода. В их числе - ботанические и зоологические коллекции амстердамского аптекаря Себы; коллекция минералов, раковин, драгоценных камней и янтаря, купленная в Данциге (Германия) у доктора Готвальда; знаменитая анатомическая коллекция амстердамская анатома Рюйша, отдельные экспонаты которой и в настоящее время представлены в музее. Последняя включала наряду с предметами флоры и фауны ок. 2 тыс. анатомических препаратов нормального и аномального развития человека, ценных для изучения природы различных заболеваний. Вся последующая политика Петра I в области комплектования Кунсткамеры была направлена на пополнение ее собраний отечественными материалами по естественной и социальной истории Российского государства.

Обретение академического статуса определило концепцию музея как фактографической базы науки, а также новые принципы комплектования. В рамках Петербургской академии наук основу комплектования музея отныне составляют регулярные академические экспедиции, организуемые в соответствии с тематикой и программой научных исследований. На протяжении XVIII в. Академией наук осуществляется серия экспедиций в мало исследованные либо вообще не изученные окраины российского государства. Собранный на протяжении десяти лет материал послужил основой для создания крупных монографических работ в области естественной истории, получивших признание европейской науки.

Структура фонда академического музея в конце XVIII в. была двусоставной: он включал материалы социальной и естественной истории. Природная часть, резко увеличившаяся уже после Великой северной экспедиции, составляла самостоятельную структуру музея - Натуркамеру. В ее пределах коллекции состояли из трех групп собраний, соответствующих трем царствам природы. Как отмечалось выше, это деление закрепляли и издавшиеся на протяжении XVIII в. каталоги. В музее существовала также обширная библиотека, комплектовавшаяся за счет интенсивных закупок отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, для академии и музея были выполнены переводы наиболee важных справочных и монографических работ напримep, многотомной «Естественной истории» Ж. Бюффона директора Королевского сада «натуралиев» в Париже).

Екатерина II покупала произведения искусства целыми собраниями. С эпохой Просвещения связан значительный рост музейных собраний. У Екатерины II возникает потребность перещеголять своей коллекцией собрания других могущественных монархов, например Людовика XIV. Из казны выделяются значительные суммы на пополнение коллекций, ведется поиск раритетов через сеть корреспондентов в европейских столицах, собирается информация с рынка торговли предметами искусства. Два зала Зимнего дворца отводятся под экспонирование естественнонаучных коллекций. Собрание Эрмитажа пополняется полотнами Гюбера Робера, Жан-Батиста Грёза, завещанной библиотекой Вольтера и купленной библиотекой Д. Дидро. По великосветской моде XVIII в. двухэтажный павильон, скрытый от чужих глаз, называют эрмитажем (с фр. ermitage - уединение). За дворцовым собранием так и закрепилось это название.

Малый Эрмитаж был построен в 1769 г. Валленом-Деламотом в стиле классицизма. Именно Малый Эрмитаж, ставший основой знаменитого на весь мир собрания, дал название всему музейному комплексу. Здание Старого Эрмитажа, отстроенного в 1771-1787 гг., было выбрано на набережной Невы специально для хранения разросшихся коллекций.

Дворцовый музей, будучи собственностью императорской фамилии и замкнутым собранием художественных ценностей, начал открываться для широкой публики.

Характер музейной политики в первой четверти ХIХ в.:

· закладывается основа всех значительных коллекций Эрмитажа

· формируются музейные службы по систематизации фондов, реставрации

· происходит пополнение музеев профессиональными кадрами, людьми знающими и преданными искусству и музейному делу

· государство финансирует деятельность музеев: ежегодная сумма, отводимая на содержание и обслуживание Эрмитажа, составляла 20 900 рублей

· складываются коллекции русской живописи и скульптуры, музеями осуществляется покупка авторских работ художников

· практика дарения и завещания чacтных коллекций, т.е. благотворительные акции, заложила основу крупнейших российских музейных собраний.

В 1825 г. были установлены правила «для порядка в Эрмитаже», предусматривающие дежурство в залах, охрану экспонатов, что входило в обязанности гоффурьеров, и оговаривались часы посещения музея. Публика могла осматривать галереи с 12.00 до 15.00 зимой и с 12.00 до 18.00 летом, копировальщики работали с 9.00 до 17.00 зимой и с 8.00 до 20.00 летом. В 1826 г. печаталось до 600 входных билетов, что допускало до 4 тыс. разовых посещений музея, не считая копиистов. Хорошо знал и любил Эрмитаж АС. Пушкин, получивший благодаря хлопотам В.А Жуковского постоянный билет «на всю вечность». Посещение залов Эрмитажа до 1825 г. было сопряжено с меньшими формальностями, чем в эпоху Николая I, когда осуществлялся тщательный надзор за тем, чтобы разрешение выдавалось только лицам «достойным и известным». До 1831 г. регламент предписывал, чтобы посетители были одеты пристойно и опрятно, позже публике надлежало быть во фраках и мундирах.

К концу царствования Александра I в богатейшее собрание произведений искусства Эрмитажа было внесено некоторое оживление, само здание музея перестроено, его убранство пополнено перенесенными из Михайловского замка мебелью, коврами, хрусталем, бронзой.

По распоряжению Николая I из Эрмитажа было перевезено 700 шедевров для украшения интерьеров во дворцах Гатчины, Павловска, Царского Села, Петергофа. В 30-40-е годы XIX в. была предпринята перестройка нового здания музея Эрмитаж.

Архитектура здания Нового Эрмитажа совмещала в себе элементы античной классики, ренессанса и барокко.

Торжественная церемония открытия музея Эрмитаж состоялась 5 февраля 1852 г. В том же году было завершено строительство здания Нового Эрмитажа, которое поражало своими размерами и роскошью отделки. В собрание вошли археологические коллекции «Древности Боспора Кимерийского», найденные на юге России в 30-е годы. По-прежнему небольшими были размеры отдела русской живописи. Властью Эрмитаж был официально признан музеем, но билеты для посещения выдавались придворной конторой. На первом этаже экспонировались памятники античной древности, на втором размещалась картинная галерея, в которой произведения живописи были развешаны в порядке, отвечающем исключительно декоративному вкусу. С 1849 г. обязанности куратора, осуществлявшего надзор за коллекцией, выполнял Федор Бруни, в его бытность было продано 1219 полотен из собрания. С 1863 г. куратором был историк Сергей Гедеонов, обладавший профессиональными навыками. При нем были сделаны существенные приобретения: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» Рафаэля Санти.

Kopeнной поворот в сторону глубокой социализации музея происходит во второй половине ХIX начале ХХ в. В этот период формируется новое направление музейной деятельности, развивающее возможности музея как канала культурной коммуникации. В это время возникает и утверждается концепция музея как просветительского учреждения. В спектре основных видов музейной деятельности складываются и развиваются новые направления и программы, связанные с разработкой тематики просветительских программ и методов работы с различными категориями посетителей. Теоретическое обобщение опыта различных музеев - университетских, школьных, детских, земских исторических, художественных - способствовало возникновению новых смежных дисциплин. Так, в структуре музейной науки появляются музейная педагогика; музейная социология, использующие методы общественных наук.

В 60-е гг. ХХ в. в теории и методах музееведения начинают успешно применяться положения общей теории коммуникации, математической теории связи, адаптированные к проблемам оптимизации работы с посетителем. В практике различных музеев, а также в литературе предлагаются схемы музейной коммуникации, адресованные разным категориям посетителей.

Дальнейшее использование музейной наукой методов точных дисциплин шло по линии внедрения новых информационных технологий, и прежде всего электронных (компьютерных), по всем направлениям музейной деятельности. Музейная информатика является в настоящее время самостоятельным разделом музейной науки и активным направлением практической деятельности. Созданные в большинстве музеев отделы информатики осуществляют обширные программы компьютеризации таких направлений, как кoнсервация и реставрация, создание мультимедийных продуктов для просветительских программ, формирование электронных баз данных (компьютеризация фондов) по музейным фондам и др.

Более того, развитие электронных технологий открыло дополнительные возможности доступа к музейным собраниям, что не только дало возможность устройства виртуальных выставок, но положило начало формированию виртуального музея. Наконец, в последние десятилетия в условиях формирования рыночной экономики в сферу музейного управления внедряется инструментарий таких наук, как экономика и управление, все более обретающих контуры и статус соответствующей смежной дисциплины - музейного менеджмента.

Выделяют следующие периоды, которые соответствуют развитию музейного дела в совокупности стран и материков в целом:

1. Предмузейное собирательство (архаическое или первобытное общество, древний мир, средневековье);

2. Становление музея как социокультурного феномена (ХV в. - 80-е гг. ХVIII в.);

3. Выделение музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и массовое появление публичных музеев как результат реализации программных требований представителей либеральных и радикальных слоёв общества развитых и развивающихся стран (90-е гг. ХVIII в. - 10-е гг. ХХ в.);

4. Дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения (музеологии) как научной дисциплины (с 20-х гг. XX в. по наши дни).

Эволюция музеев наглядно свидетельствует, что их появление и развитие связано с эстетическим удовольствием, восхищением. Затем все более начинает осознаваться их образовательная и воспитательная сущность. В различные эпохи с появлением новых мировоззренческих доктрин меняется и роль музеев.

Кому известно, кто открыл первый музей в России? К пониманию музея как социального института, призванного не только сохранить память о культурных ценностях, но и образовывать людей, первым в России пришел царь Петр I. Великий реформатор, путешествуя анонимно в составе Великого Посольства (1698 год) по европейским странам, был очень впечатлен собраниями вещей, которые на немецком языке назывались «кунсткамерами». Любознательный и жадный до новинок, молодой царь стал закупать отдельные вещи, имеющие историческую и культурную ценность, а также целые коллекции. Приобретенные ценности он отправлял домой, и они легли в основу личного собрания (Государев Кабинет). Какой музей был первым в России? История его создания и развития будет поведана читателю в статье.

Основание Кунсткамеры

Вернувшись в Россию, Петр I не забыл о своей идее организовать кабинет редкостей. Первоначально экспонаты, вывезенные из стран, где он побывал, а также книги располагались в так называемом Государевом Кабинете. При переносе столицы из Москвы в строящийся Петербург одним из первых распоряжений Петра I было перевезти собранные царем редкости и библиотеки. Разместили их в первой царской резиденции - Летнем дворце. Первый музей в России назывался на европейский манер - Кунсткамерой (кабинет редкостей). Произошло это событие в 1714 году. Это официально признанная дата основания первого музея в истории России.

Перемещение собрания диковинок

Количество собранных предметов оказалось настолько большим, что их нельзя было упорядочить и организовать должный уход. Поэтому под Кунсткамеру и библиотеку было решено приспособить конфискованные обширные палаты опального вельможи Кикина. После переноса коллекций в 1718 году в Кикины палаты они по распоряжению Петра I стали открыты для всеобщего обозрения, причем бесплатно. Придавая делу собирательства старых и необыкновенных вещей государственное значение, царь в первую очередь преследовал просветительские цели.

Первые экспозиции в Кунсткамере

Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:

  1. Натуральные редкости.
  2. Нумизматический (монетный) кабинет.
  3. Библиотека с большим собранием древних рукописей.

Кроме того, там были представлены живые экспонаты. К примеру, отличающийся уродством коротышка Фома (126 см) имел на руках и ногах всего по два пальца, напоминающих клешни рака.

Формирование собраний

Первые поступления были иностранного происхождения. После подписания в 1718 году царем указа, обязующего направлять в первый музей в России, Кунсткамеру, все, что «зело, старо и необыкновенно», количество экспонатов резко возросло. Учреждение первого российского музея совпало по времени с организацией экспедиции для поиска полезных ископаемых на востоке страны, на берегах Балтийского, Азовского, Каспийского морей. В результате раскопок возле Астрахани была найдена золотая и серебряная жертвенная утварь языческих времен, ее направили в Кунсткамеру. Большое значение для пополнения экспозиции имели находки экспедиции немецкого ботаника, медика Мессершмидта, который был отправлен Петром I в Сибирь. Значительные материалы по этнографии, изобразительному искусству, письменности народов Востока, собранные Мессершмидтом, существенно пополнили собрание Кунсткамеры.

В разделе природных редкостей выставлены препараты из анатомической коллекции голландца Рюйша, которые царь приобрел в 1698 году. Вперемешку с представителями животного и растительного миров выставляются изделия из слоновой кости, большое количество янтаря, археологические находки. В мюнц-кабинете выставлены монеты и медали. Главным смотрителем собрания был назначен лейб-медик Арескин, а Иоганн Шумахер исполнял обязанности библиотекаря и надсмотрщика «редкостей и натуралиев».

Строительство нового задания

Как и все начинания, проводимые царем с государственным размахом, учрежденный самый первый музей в России стал очень быстро разрастаться. Чтобы поместить коллекции, которым стало тесно в Кикиных палатах, потребовалось новое здание. Возвести его планировалось на Стрелке Васильевского острова, где должен был располагаться центр будущей столицы. По царскому замыслу рядом с Академией, библиотекой должен был расположиться государственный музей. Выбор места строительства был указан самой природой. По преданию, Петр I, гуляя по Васильевскому острову, увидел необычное дерево, в котором вросшая в ствол ветка образовала дужку амбарного замка. Изумившись дереву-монстру, он приказал срубить его, а на этом месте построить здание Кунсткамеры, в котором этот кусок дерева стал экспонатом.

Описание здания

Постройка первого публичного музея в России началась в 1718 году и продолжалась до 1734 г. В разные периоды строительством руководили Маттарнови, Гербель, а завершил работы Михаил Земцов. Строительство Кунсткамеры контролировал лично царь, но, к сожалению, из-за своей смерти (1725 г.) так и не смог увидеть свое детище в готовом виде. Два трехэтажных корпуса соединены многоярусной башней, украшенной сложным куполом. Для строительства использовался кирпич, выписанный из-за рубежа. В великолепном здании, возведенном в стиле барокко, музейные экспозиции занимали восточное крыло, а в западном размещались учреждения Академии Наук. Центральную часть здания занимает Анатомический театр. В башне обустроили обсерваторию, и там хранится Готторпский глобус.

Экспозиции в новом здании

Здание длиной 100 метров и шириной 15 м стало первым в городе монументальным шедевром. Стремительное поступление экспонатов в новое здание продолжалось, они быстро переполнили помещение. Систематизацией ранее беспорядочно размещенных редкостей занялись первые академики учрежденной Академии науки. Увеличенный штат музейных сотрудников провел большую работу по разделению экспонатов на группы, размещенные в отдельных помещениях. В императорском кабинете, который занимал две комнаты, содержали личные вещи императора, там же находилась восковая фигура Петра I, выполненная отцом знаменитого зодчего Растрелли, Бартоломео Растрелли. Кроме мюнц-кабинета и библиотеки, были учреждены кунст-кабинет, императорский и физический кабинеты, натур-лаборатории. Созданная уникальная коллекция по естественной истории и этнографии, по мнению многих иностранцев, посетивших Кунсткамеру в тридцатых годах XVIII века, не имела себе равных в Европе.

Пожар 1747 года

Возникший из-за неисправностей печей и дымоходов грандиозный пожар уничтожил значительную часть этнографических коллекций и библиотечного фонда. В пожаре сгорел также такой уникальный экспонат, как Готторпский глобус, располагающийся в башне. Списки уничтоженных в огне этнографических коллекций Академией наук были разосланы в российские губернии. В сопровождающих письмах содержалась просьба о восстановлении по возможности погибших в огне экспонатов. По распоряжению императрицы Елизаветы на восстановление помещений и утраченных коллекций были выделены значительные средства. То, что удалось спасти, было временно размещено в доме Демидова. Для посещений Кунсткамера была вновь открыта спустя почти двадцать лет после пожара - в 1766 году. Однако длительное время оставался неотреставрированным купол башни, который был восстановлен гораздо позже.

Развитие музея в XVIII веке

Восемнадцатый век вошел в историю России как время великих экспедиций. Ученые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций (1733-1743 гг.), Физических экспедиций (с 1768 г. по 1774 г.) собрали огромное количество этнографических, археологических материалов, образцов в области ботаники, зоологии, географии. Обработкой и систематизацией материалов занимались музейные работники Кунсткамеры. После приобретения Россией Алеутских островов и Аляски промысловикам были направлены правительственные указы, требующие сбора сведений о природных богатствах. Промысловиков обязывали делать описания обычаев коренных народов. Ценными материалами обогатился первый русский музей во время морских научных экспедиций, геологических изысканий, организованных Российско-Американской компанией.

Академическая библиотека

Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг. Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров. В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.

Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе. Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей. Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

Дальнейшее развитие музея

По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств. Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет. Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя - Петра Великого.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.