Конспект занятия составление предложений с предлогом на. Предлоги В,На,ПОД (1-ое занятие). Ход непосредственно-образовательной деятельности

Тема: Предлоги.

Цели:

  • Уточнить представления о роли предлогов;
  • Развивать умения выделять предлоги из предложений, изменять форму слова в зависимости от предлога, составлять предложения используя предлоги;
  • Формировать навыки анализа и синтеза предложений;
  • Воспитывать культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный момент

Вы готовы трудиться? Все ли готово для работы?

II. Основная часть

1. Отгадать о чем идет речь
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно

2. Выделение предлогов в тексте. Прочитать стихотворение, записать в тетрадь все предлоги.
На ветру, на первом холоде
Старый дуб роняет желуди.
А в саду за нашей школою
Иней сел на ветки голые.
Под березами широкими
Галки ссорятся с сороками.
Пруд застыл, и речка скована,
Но по льду ходить рискованно.
(С. Смирнов)



3. Подобрать существительное, с которым сочетаются все предлоги из первого задания. Объяснить значение предлога.

4. Игра «Наоборот». Учащиеся должны назвать противоположный предлог.

6. Сравнение предлогов над, под, из-под.
А) Сравнить схемы, объяснить роль предлога

Б) Прочитать загадки, вставить нужные предлоги. Отгадать загадки.
Кто ___ нами вверх ногами? (Муха)
___ полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь)
Вдруг иголки и булавки
Выползают ____ лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
В). Вставит подходящее по смыслу существительное с предлогом.
Во время грозы не стой ___ _______.
___ _____ пролетел большой самолет.
От дождя дети спрятались ___ ______.
_____ _____ достали коробку с обувью.

Большой белый гриб вырос … елью. … снега пробивались первые подснежники. Подземные реки текут … землёй. Котенок выполз … шляпы. Маленький грибок спрятался … листиком. Большая собака выскочила … крыльца.

8. Из специально подобранных слов составить предложения, вставить нужный предлог. Записать предложения в тетрадь, составить схемы предложений.

Серенький, куста, зайчишка, выпрыгнул.
Ласточки, дома, гнездо, построили, крышей.
Дима, щенка, достал, крыльца

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия,

учителя-логопеда МБОУ СОШ №13 г. Белгорода

Жидковой Нины Павловны

в группе для детей с НЧП

Предлоги «над, под»

Цель: познакомить детей со значением предлогов «над», «под».

Задачи:

-обучающие: учить детей выделять в словосочетаниях, предложениях предлоги «на», «над», уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлогов «над», «под», понимать разницу значений предлогов «над», «под», закрепить умение анализировать предложение, упражнять в выделении предлогов «над», «под» в тексте.

-коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, умение ориентироваться в пространстве, развивать навыки самоконтроля, расширять словарный запас.

-воспитывающие: воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в группе, воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, схемы предлогов, карточки, фишки.

План занятия:

    Организационный момент.

    Работа по сюжетной картинке.

    Работа со схемами.

    Физ-минутка.

    Развитие слухового внимания.

    Работа с карточками.

    Пальчиковая гимнастика.

    Работа в тетрадях.

14. Подведение итогов.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на меня: давайте друг другу мило улыбнемся. Садитесь. Приготовьтесь к занятию.

Давайте, с вами выполним небольшую речевую (фонетическую) разминку. Я вам произнесу чистоговорки, две чистоговорки мы повторим их хором, а затем по очереди. Говорить нужно четко, громко, чтобы было слышно каждый звук. Готовы?

Бу-бу-бу! – ворон на дубу!

Ва-ва-ва! – высокая трава!

Де-де-де! - У деда в бороде!

Жу-жу-жу! - Жучку покажу!

Зи-зи-зи! – Зину привези!

Ле-ле-ле – лейка на столе!

Молодцы, ребята!

    Основная часть. Введение в тему.

Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости (картинка на доске) – утка и утята! Послушайте внимательно рассказ об утке и утятах.

У мамы утки было трое утят. Утята были шустрые, озорные и очень любили играть в прятки. Как то раз стали играть они с мамой уткой в прятки. Договорились, что никуда не станут залезать, а будут прятаться только в низу, под чем-то. Мама утка закрыла глаза и стала искать утят. А утята бегают с места на место и зовут маму: «Кря-кря, мы под столом. Кря-кря, мы под…» Подскажите маме утке, где сейчас утята? (под кроватью, под креслом, под шкафом, под диваном). А потом утята и говорят: «Мы … стулом». «Ничего не понимаю! - отвечает мама утка. Где вы?». – Мы … стулом».

Почему утка не поняла? Какое маленькое слово пропустили утята? (под).

«Под» - это маленькое слово, предлог, обозначает положение предмета внизу, т. е. предмет находится под чем-то, под другим предметом.

Посмотрите не схему предлога «под».

Ребята, положите ручку под стол. А теперь держите ручку над столом.

Какое маленькое слово вы услышали? (над).

«Над» - предлог, обозначает положение предмета в воздухе, т. е.

Предмет находится, висит над чем – то.

Посмотрите на схему предлога «над».

    Уточнение пространственного значения предлогов «под», «над».

Ребята, 1) положите карандаш под стол. Держите карандаш над столом.

2) Положите карандаш под тетрадь. Держите карандаш над тетрадью.

3) Положите карандаш под тетрадь, а ручку держите над тетрадью.

    Уточнение значения всех предлогов.

Рассмотрите картинку и назовите, где находятся герои.

    Распределение картинок под схему данных предлогов.

Посмотрите на картинки. В каком случаи мы употребим предлог «над», а в каком «под»? (пчелка над цветком, мячик под диваном).

    Работа по сюжетной картинке.

Ребята, рассмотрите картинку. В каком случаи мы используем предлог «под», в каком «над»? (бабочка над мишкой, тучи над зайчиком, трава под ежиком, цветочек под зайчиком). Составьте предложение с предлогами «над», «под».

    Работа со схемами.

Рассмотрите схемы на доске. Составьте по ним предложения. (Под столом лежит мяч. Под деревом растет цветок. Над елкою летят шары. Над цветком летит бабочка.) Составьте по эти схемам словосочетание, чтобы там употреблялись предлоги «над», «под». Только сначала вспомним, что такое «словосочетание»? (это сочетание слов, когда слова между собой дружат). (Мяч под столом, летят над елкою, растет под деревом, бабочка над цветком).

    Физ-минутка.

Ребята, какое сейчас время года? (весна). А какие признаки весны вы знаете? (тает снег, зеленеет трава). Мы с вами поиграем в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

(движения полукругом вправо-влево).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Руки тянут вверх).

Побежал в саду ручей,

(Бег на месте).

Прилетели сто грачей,

(взмахивают руками как крыльями).

А сугробы тают, тают,

(Медленно приседают)

А цветочки подрастают.

(Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).

Садитесь, ребята.

    Развитие слухового внимания.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательный?». У вас на столах лежат фишки – красного и коричневого цвета. Я вам сейчас буду читать словосочетание, а вы если услышите предлог «над» поднимете красную фишку, если «под» - коричневую. Понятно?

Зайчик под кустом

Дети под деревьями

Над лесом туча

Люди под зонтиками

Ковер над кроватью

Птицы под облаками

Бабочки над цветами

Ласточка над гнездом.

    Работа с карточками.

А) В данные словосочетания вставьте предлоги «над» или «под».

Прячется … стул Поставили … кровать

Вырос … березой … нами комары

Картина … диваном … головой шары

Самолет … лесом живет … землей

Произнесите словосочетания целиком, выделяя голосом предлог.

Б) Прослушайте два слова. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы: Что под чем? Кто под чем?

Голова ________ шляпа

Тапки _________ стулом

Люстра ________ стол

Парта _________ ноги

Крот __________ земля

Мыши _________ пол

В) Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибку.

Люди спят над ватным одеялом. Под лесом показалось солнце. Под высокой обрывом блестит река. Под селом пролетел вертолет. Под густой ветвями было темно и сыро.

    Пальчиковая гимнастика.

«Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем. Жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)).

Пироги мы испечем!

(Руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

12. Работа в тетрадях.

Прочитайте предложения. Сосчитайте количество слов в предложении. Каким по счету стоит предлог? Назовите его.

Ручка закатилась под письменный стол. Дюймовочка спала под большим листом. Пчелы кружились над ульем. Под густыми ветвями было темно и сыро. Над березами кружили грачи.

Произнесите по очереди каждое предложение так, как будите писать. Запишите предложения. Проверьте свою запись. А теперь проверьте запись своего товарища и карандашом подчеркните ошибки.

13. Развитие словесно-логичсекого мышления.

Придумайте свое предложение с предлогами «над», «под».

14Подведение итога.

Ребята, с какими предлогами мы сегодня с вами познакомились? Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?

Литература:

    Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.

    Ефименко Л. Н, Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991.

    Кузнецова Е. В., «Ступеньки к школе». – М., 2007.

    Кукушина В. С., «Логопедия в школе. Практический опыт». – М., 2005.

    Миронова С. А., «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М., «Просвещение», 1991.

    Садовникова И. Н., «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». – М, «Аркти», 2005.

    Смирнова И. А. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи». – С.-П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Тема: Предлоги «К» и «От».

Тип занятия: фронтальное.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Цель: обучение детей различению и правильному употреблению предлогов «К» и «ОТ» в предложениях.

Задачи:

  • Образовательные :
  • уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
  • познакомить детей со схемами предлогов «К» и «ОТ»;
  • учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ»;
  • упражнять детей в правильном употреблении предлогов «К» и «ОТ» с существительными в дательном и родительном падежах;
  • учить детей составлять предложения, заменяя в данном предложении предлог «К» на предлог «ОТ»;
  • упражнять детей в дифференциации предлогов «К» и «ОТ» и составлении предложений по сюжетным и предметным картинкам;
  • упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами, учить анализировать предложения с предлогами.
  • Развивающие :
  • развивать глубину вдоха и плавность, длительность выдоха;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать речевое внимание на основе упражнений на определение предлогов «К» или «ОТ» в предложениях;
  • развивать зрительное восприятие, воображение детей;
  • активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Воспитательные :
  • развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно употреблять предлоги «К», «ОТ» в предложениях.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Ресурсы: картинка: гномики у домиков, схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки, игрушки кукла «Мальвина», мяч, машина, смайлики – по количеству детей, магнитофон, запись песни «Маленькая страна», демонстрационная доска.

ХОД НОД

I. Вводный этап

1. Организационный момент (в кругу)

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печаль.

(Дети делают вдох и выдох три раза).

– А теперь пожелайте доброго утра друг другу.

2. Игровая мотивация

Воспитатель: Ребята, я уверена, что вы любите путешествовать. Сегодня мы с Вами отправимся в Волшебную страну, где живут маленькие слова – предлоги, познакомимся и подружимся с некоторыми из них.

Звучит музыка из песни «Маленькая страна».

– Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова.
«Вокруг себя повернитесь, в волшебной стране окажитесь».
Откройте глазки, мы с вами оказались в маленькой волшебной стране – стране Предлогов. Прогуляемся по ней.

Дети под песню «Маленькая страна» (1 куплет) идут змейкой по группе.

Воспитатель: Жители волшебной страны такие же маленькие, как и наши пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика (в кругу)

Самомассаж фаланг пальцев).

Вот волшебная страна,
И чудес она полна.
За горами, к озерцу,
через море, по мосту,
на проселочной дороге.
От полянки, под кустом,
прямо в речке, над цветком,
возле леса у берлоги.
Здесь живут слова предлоги.

Энергичное сжимание и разжимание кулачков.
На каждый предлог сжимание указательным и большим пальцами одной руки
верхней фаланги пальцев другой руки поочередно, начиная с мизинца.

На существительное – разминание фаланги пальца – от ногтя к основанию – правой рукой.

То же – левой рукой.

Пальцы обеих рук скрещены в замок, большие пальцы – сверху.
Дети совершают скрещенные движения большими пальцами влево-вправо.

II. Основной этап

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие маленькие домики на полянке. Подойдем к ним поближе и посмотрим, кто там живет (картинка: гномики у домиков).

1. Знакомство с предлогами «К», «ОТ», их схемами

Воспитатель: Рассмотрите двух гномиков. Одного зовут «К», а другого «ОТ». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Послушайте сказку про них.
«В волшебной стране маленьких слов жил-был предлог «
К» . Он был очень дружелюбный и не любил оставаться один. Поэтому предлог « К» часто ходил в гости: К своим друзьям, К знакомым. Если он не ходил в гости, то всё равно двигался: К дереву, К речке, К дому… (Показ схемы предлога).

Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается, мы говорим маленькое слово «К». Посмотрите на схему. Стрелка направлена к палочке.

Это схема предлога «К».

А рядом с предлогом «К» жил-был его братец – предлог «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот. Предлоги его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ предлогов. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый. (Показ схемы предлога).

Это схема предлога «ОТ».

Предлог «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от палочки.

2. Появление сказочного персонажа

Воспитатель: Ребята, послушайте, кажется, там кто-то есть. Из какой сказки эти герой. Это Мальвина и Артемон из сказки «Буратино».

Мальвина навела порядок в своей комнате и проверяет, все ли она сделала.

Мальвина подошла к столу. Куда подошла Мальвина ? (к столу)

Протерла стол и отшла.

От чего отошла Мальвина? (от стола).

(аналогично со стулом, шкафом, зеркалом)

3. Тренировочные упражнения

Упражнение 1. «Что от чего?»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку.

– Что от чего?
(Предлог «К») (Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается). (аналогично с предлогом «От»).

Упражнение 2

Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, куда идет мальчик? (к дереву)

– Какой предлог вы произносили? (Предлог «К»).
– Когда произносится предлог «К»?
(Когда предмет приближается к чему либо).

К чему приплыла утка? (к берегу)

От чего отплыла утка ? (от берега)

– Почему нужно правильно употреблять предлоги в предложениях? (Ответы детей)
– Почему нельзя предлоги путать или пропускать в речи?
(Предлоги меняют смысл предложения)

Упражнение 3

Игра «Слушай внимательно! Выполняй старательно!»

Пододвинь стул к столу, а мяч отодвинь от стены. Что ты сделал?

Подкати мяч к стулу, а машину откати от окна. Что ты сделал?

Положи карандаш к пеналу, а ручку отодвинь от края стола. Что ты сделал?

(аналогично в кукольном домике)

4. Физминутка

Воспитатель: Поиграем с Мальвиной. Мальвина вам будет говорить предложения. Если услышите в предложении предлог «К» – сделайте прыжок вперед, а если услышите предлог «ОТ» – сделайте шаг назад. Будьте очень внимательны, чтобы не ошибиться.

  • Утка подплыла к берегу.
  • Бабушка поставила кресло к дивану.
  • Зоя отвязала козу от дерева.
  • Сорока отлетела от забора.
  • Таня подошла к магазину.

5. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» на слух

Воспитатель: В Волшебной стране каждый становится чуть – чуть волшебником. Сейчас вы будете превращать одно предложение в другое. Я назову предложение, а вы скажете его наоборот.

Упражнение «Превращалки» (с мячом)

Например: Сорока подлетела к берёзе. – Сорока отлетела от берёзы.

  • Шмель подлетел к цветку.
  • Машина отъехала от магазина.
  • Синица отлетела от кормушки.
  • Мяч подкатился к стене.
  • Теплоход причалил к пристани.
  • Автобус подъехал к остановке.
  • Черепаха подползла к камню.
  • Воробей отскочил от лужи.
  • Лиса подбежала к курятнику.

6. Самостоятельная работа детей.

Составление предложений по двум опорным картинкам и схемам. На столах – предметные картинки, схемы предлогов, схемы слов.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас будет самостоятельно составлять предложения с предлогами «К», «ОТ» по схеме и предметным картинкам.
Но сначала вспомним:
– Из чего состоят предложения?
(Предложения состоят из слов).
– Какие слова мы знаем?
(Слова-предметы, слова-действия, слова-предлоги).
– Вспомним схемы предлогов. Поднимите схему предлога «От».
– Когда произносится предлог «ОТ»? Поднимите схему предлога «К».
– Когда произносится предлог «К»?

На доске – две предметные картинки: Дети у пруда. Мальчик в лесу.

Воспитатель: Ребята, помогите мне составить предложение по картинкам. (Мальчик подошел к дереву).

Схема предложения выкладывается у доски.
Разбор предложения:

– Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово. Назовите третье слово. Назовите четвертое слово.
– Как пишутся слова в предложении? (Раздельно).
– Теперь вы самостоятельно составьте 2 предложения с предлогами «К», «ОТ» и выложите схемы ваших предложений на столах.
(Составление предложений по схеме и предметным картинкам).

Воспитатель: Ребята, все вы молодцы! Мальвина благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок свою улыбочку.

Детям раздаются смайлики.

– Эти улыбочки вы сегодня принесете домой, поделитесь теплотой и радостью с родителями и расскажите им о волшебной стране Предлогов и её жителях.

III. Заключительный этап

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите все ко мне. Закройте глазки, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

– С какими предлогами мы сегодня познакомились?
– Когда произносится предлог «К»?
– Когда произносится предлог «ОТ»?

Литература:

1. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М. Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
2. Ресурсы сети Интернет.


0 Конспект занятия Предлог "НА"

Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск

МАДОУ детского сада комбинированного вида №184

Учитель-логопед

Базыкина С.В.

Тип занятия: фронтальное.

Вид: лексико- грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5-летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. 1-й год обучения.

Цель: Знакомство детей с предлогом «НА», его схемой.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:
-Учить слышать этот предлог в разговорной речи.
- Учить составлять предложения с предлогом «НА» .

Развивать речевое внимание на основе упражнений в определении наличия предлога «НА» в предложении.

Обучающие:

Познакомить детей с предлогом «НА»

Воспитательные:

Учить вслушиваться в обращённую речь, работать как в коллективе, так и самостоятельно.

Предполагаемый результат: дети познакомятся с предлогом «НА».

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Ресурсы: кукла или плоскостная фигура почтальона Печкина, письмо с заданиями, игрушечная мебель, машинки, пирамидка, мишка, кубики, кукла, карточка со схемой предлога, фигурки для фланелеграфа (телёнок, трава, бабочка, цветок, петух, дом с трубой, забор, альбом, стол, стул, мальчик), электрический фонарик, сюжетная картинка для составления предложений (на каждого ребёнка).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вводный этап занятия:

Логопед: Посмотрите, дети, на моём столе лежит письмо. Его принёс почтальон Печкин. Давайте посмотрим, от кого оно пришло. Это письмо от дяди Фёдора из Простоквашино, в нём он рассказывает о своей жизни в деревне, и он ещё прислал интересные задания для вас.

Однажды дядя Фёдор решил навести порядок в своей комнате. Давайте и мы ему поможем: Даня, поставь пирамидку на стол. А Олег поставит машинки на полку. А ты, Таня, посади мишку на стул. Кубики мы сложим на коробку. Вот и порядок. Дети, на чём стоит пирамидка? (На столе.) На чём стоят машинки? (На полке.) На чём сидит мишка? (На стуле) На чём лежат кубики? (На коробке .)

2. Основной этап занятия:


Логопед: Скажите, дети, пирамидка лежит наверху или внизу предмета? (Наверху.) А мишка сидит сверху или снизу стула. (И так рассматривается каждый предмет.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле.
Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу... стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Д а, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу настул.)
Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «НА». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Игра «Электрический зайчик»

(показывать фонариком)


Логопед: Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он прыгнул на кроватку -

С нами он играет в прятки!
Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (Дети двигаются по групповому помещению и по очереди направляют фонарик на различные предметы обстановки, составляют предложения типа:

Зайка сидит на окне, на полу, на шкафу и т.д.)

Работа с фланелеграфом

(рассказ педагога с одновременным показом картинок)
Логопед: П ослушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА».

Дядя Фёдор сидел на стуле и смотрел в окно. Он думал о том, как поздравить маму с днём рождения. Мальчик решил нарисовать маме картинку. Фёдор положил альбом на стол и нарисовал свой дом, на доме – трубу. Вдруг он увидел во дворе телёнка. Тот лежал на травке, а рядом сидел на заборе петух. Дядя Фёдор нарисовал петуха. Посмотрел, подумал и нарисовал телёнка на траве. Ещё дядя Фёдор добавил бабочку. Бабочка уселась на цветок. Рисунок получился замечательный.

  • Где сидел дядя Фёдор? (Дядя Фёдор сидел на стуле.)
  • Куда мальчик положил альбом? (Мальчик положил альбом на сто л.)
  • Где он нарисовал трубу? (Он нарисовал трубу на доме.)
  • Где лежал телёнок? (Телёнок лежал на травке ?
  • Где сидел петух? (Петух сидел на заборе.)
  • Куда уселась бабочка? (Бабочка уселась на цветок.)
  • Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе? (Мы услышали маленькое слово «НА».)

Индивидуальная работа

Логопед: Дядя Фёдор очень любит фотографировать всё, что происходит с ним и его друзьями в деревне. Он прислал некоторые фотографии нам и предлагает составить по ним предложения с маленьким словом «НА». (Детям раздаются сюжетные картинки из жизни персонажей и они самостоятельно составляют предложения с предлогои «НА». Например: Шарик катается на лыжах и т.п.)

3. Заключительный этап занятия.

Использованная литература:

Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит». Санкт-Петербург, Издательство «Акцидент», 1998

«Предлоги: В, ИЗ, НА, ПОД, К, ОТ»

Учитель-логопед МКДОУ

«Детский сад № 6 г. Беслана»

Уточнить понимание детьми предлогов: «на», «под», «в», «из», «к», «от»

    Закрепить правильное употребление этих предлогов с существительными в разных падежах; Закрепить умение детей составлять предложения по схеме и картинке; Закрепить навык составление предложений с заданным словом; Развивать общую и мелкую моторику; Развивать внимание, память, мышление; Развивать оптико – пространсвенные навыки.

Оборудование: карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные картинки

Ход занятия

I. Оргмомент

Игра «Прятки»

Логопед заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты.

Л: Мне сказали, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем ящике стола. Кто пойдёт на поиски? Нашёл, Георгий? Кто же там спрятался? А кто спрятался под шкафом? Под кукольной кроватью? На столе? и т. д. Вот они — непрошенные гости. Какие маленькие слова помогли нам найти их?

Д: В, НА, ПОД

Л: А если бы в предложениях следопыта не было этих маленьких слов, нашли бы мы гостей?

Л: Вот, ребята, какие это важные слова!

II. Основная часть

1. Л: Давайте вспомним, какие еще маленькие слова мы не называли! Посмотрите на доску (на доске схемы предлогов)

Дети называют предлоги

Л: Дети, а теперь давайте вспомним, что обозначает каждое маленькое слово

Р1: Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА».


Р2: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «под».

Р3: когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим «в»

Р4: Мы говорим слово ОТ, когда предмет отодвигается от чего-то.

Р5: Когда предмет двигается к чему – то, иы говорим слово «к»

Р6: когда предмет выходит из чего-то, мы говорим «из»

2. «Повесь картинку»

Л: Молодцы! Перед вами схемки наших маленьких слов. Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему

Каждый ребенок берет свою картинку, составляет предложение, выделяет предлог и прикрепляет картинку к доске

3. Л: А сейчас мы посмотрим, как вы научились правильно говорить

маленькие слова.

Упражнение «Послушай и покажи»

Детям раздаются карточки со схемами предлогов.

Л: Я говорю предложение, а вы показываете схему того маленького слова, которое услышите.

Лена пошла в детский сад. Дети показывают схему предлога «В»

Мама достала конфеты из коробки.

Леша подошел к дому. И тд

4. Л: А теперь давайте сами превратимся в маленькие слова – помощники! Каждый из

вас закроет глаза, а когда откроет - уже будет превращен!

Дети закрывают глаза, вешает им на шеи веревочку с привязанной к ней схемой предлога.

Л: Вот вы и превратились! Теперь каждый из вас должен узнать, каким словом – помощником он стал, объяснить, что это слово обозначает и придумать с ним предложение.

Дети выполняют задание

III. Физминутка

IV. Дидактическое упражнение «Вставь предлог»

Л: Подул сильный ветер и все маленькие слова из предложений улетели. Давайте вставим их.

Снег лежал... крыше.

Мама положила печенье…коробку.

Маша достала свитер …шкафа

Машина подъехала…дому и др

Дети называют всё предложение с предлогом.

V. Итог занятия

Оценка работы детей. Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно делать на занятии.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.