Передача земельного участка в собственность муниципального образования. Акт приема-передачи земельного участка по договору купли продажи. Образец заполнения. Подготовка документов на земельный участок

Оформление земли в собственность является важной процедурой по закреплению своих прав на конкретный земельный участок. Без официальных правоустанавливающих документов нельзя реализовать участок, подарить его родственникам или завещать детям. Разберемся подробнее как оформить земельный участок в собственность.

Способы оформления земли в частную собственность

На российской территории землю можно оформить следующими способами:

  • бессрочное пользование, которое допускает использование участка в установленными нормативными актами целях ;
  • передача участка в частную собственность . Данный вариант предоставляет гражданам широкие возможности. Земля может выступать предметом сделок купли-продажи, обмена, дарения. Кроме того, личный земельный участок можно отписать родственникам или иным гражданам в качестве наследства. Наличие собственности не создаст ограничений для защиты законных интересов при возникновении различных конфликтов с частными лицами и корпоративными институтами.

Варианты и способы регистрации участка

Оформление права собственности на земельный участок может быть в различных формах:

  • в форме единоличной собственности . В данном случае участок будет принадлежит одному гражданину;
  • в виде долевой собственности . При таком раскладе участник становится объектом для реализации прав собственности нескольких граждан. Чаще всего такой вариант приемлем для родственников;
  • в форме совместной собственности . Данная форма не предполагает выделение определенных долей.

Что нельзя зарегистрировать на себя

Нормативные акты разрешают оформлять землю в собственность всем совершеннолетним гражданам. При этом далеко не каждый земельный участок может превратиться в «личную» землю. Нельзя оформить права собственности в отношении следующих категорий земель:

  • городские и загородные парки;
  • заповедники;
  • территории кладбищ;
  • земли, принадлежащие военному ведомству;
  • земли, относящиеся к водному и лесному фонду.

Некоторые ограничения возникают при попытке оформления в собственность сельскохозяйственных угодий.

Подготовка документов на земельный участок

Для приобретения прав собственности понадобятся следующие документы:

  • удостоверение личности ;
  • , в котором содержится полноценное описание имущественного объекта;
  • документы, иллюстрирующие права на пользование конкретным участком земельного фонда (например, актом о выделении земли, свидетельством о получении наследства, договором, подтверждающим сияние земельных участков, постановлением судебной инстанции; договором мены, договором купли продажи и т.д).

Заявителю необходимо передать полный в регистрирующий орган, который обработает полученную информацию в течении месяца. При вынесении положительного решения гражданин получит специальное свидетельство, в котором будут прописаны права собственности на землю.

Порядок оформления земельного участка в собственность

Подготовка участка к регистрации может сопровождаться , которое необходимо при возникновении споров относительно границ участка или продиктовано необходимостью формирования геодезических и картографических документов.

Права на землю возникают после принятия администрацией муниципального образования решения о передаче участка в собственность или в .

Порядок и этапы оформления земли в качестве частной собственности предусматривают следующие процедуры :

  • формирование земельного надела для того чтобы обозначить четкие границы участка и рассчитать его площадь;
  • получение специального задания, позволяющего выполнить геодезические работы;
  • межевание, которое производится для подготовки план-схемы земельного участка;
  • постановка выделенного надела на кадастровый учет с целью получения кадастрового паспорта;
  • экспертиза правоустанавливающих документов потенциального владельца участка на предмет соответствия действующим законодательным актам регистрационным органом. Также оценивается подлинность документов, анализируются данные о площади и расположении участка. Кроме основных документов, нужно представить справки о правах на использование инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры, а также иллюстрирующие участие в товариществах собственников жилья, кооперативах и иных аналогичных организациях.
  • анализ документов, которые отражают факт официального выделения участка, отсутствие обременений, наличие прав на эксплуатацию земли.
  • оформление свидетельства.

Безвозмездная передача

Участок может предоставляться на возмездной и безвозмездной основе . Правом бесплатного получения земли пользуются граждане, которые воздвигли загородные дома на участках ранее определенной даты. В большинстве регионов точкой отсчета является 1990 год. Все остальные граждане оплачивают процедуру перехода прав собственности по установленным тарифам.

Регистрация земельного участка из государственной и муниципальной собственности в частную может происходить и использованием упрощенной схемы . Она получила оригинальное наименование «дачной амнистии». Данный механизм используется для получения гражданами прав на дачные наделы, а также на участки, на которых планируется возведение частных зданий, гаражей, подсобных помещений, приспособленных для ведения личного хозяйства.

«Дачная амнистия» позволила оформить дома и участки, полученные по . Кроме того, она позволила сэкономить на процедуре регистрации.

Минусом процедуры является отсутствие у зарегистрированных участков четких границ. Такая ситуация часто провоцирует конфликтные моменты с соседями и иными заинтересованными лицами. В отдельных областях даже появилась практика незаконных захватов земли.

Оформление муниципальной земли

Здесь возникают некоторые нюансы. Если речь идет об участках, на которых расположены многоквартирные дома, то их оформление возможно, только если земля поставлена на кадастровый учет.

В жилищном законодательстве прописано, что собственники помещений обладают правами общей долевой собственности на участок, на котором возведен жилой дом, а также расположены иные здания и объекты, которые поддерживают эксплуатацию городского строения.

Обладание землей позволяет влиять на решения, касающиеся следующих важных вопросов:

  • об устройстве территории, расположенной около дома;
  • об организации детских площадок и спортивных объектов;
  • об обустройстве парковки;
  • о возведении ограждений, обозначающих придомовую территорию;
  • о выдаче разрешений на строительство торговых павильонов и иных аналогичных объектов.

Особенности долевого участия

Долевая собственность позволяет распоряжаться участком земли в соответствии с интересами владельцев участка. Подобный вариант всегда предполагает наличие нескольких участников, права которых регламентированы правовыми нормами. Долю
собственности на землю разрешается:

Получение свидетельства о регистрации прав в форме общей долевой собственности происходит после представления следующих документов :

  • акт о выделении участка земли (постановление или распоряжение изданное администрацией);
  • выписка из специальной книги, которая известна под наименованием «похозяйственная»;
  • кадастровый паспорт.

Однако, самые сложные проблемы возникают при попытке стать владельцем участка, на котором размещается гаражное строение. Гаражи считаются объектами коллективного строения, и на основании данного факта не подпадают под перечень ситуаций, для которых применяется «дачная амнистия» .

Участок под гаражом оформляется по стандартной схеме и требует обязательного обращения в исполнительный орган муниципалитета.

Следует знать, что нормативные акты разрешают только однократную передачу земли в собственность на безвозмездной основе. Для оформления второго и последующих участков потребуется оплатить пошлину за регистрационные действия.

Сроки и стоимость оформления

Сроки оформления документации сильно варьируются, но в среднем участок за месяц проходит регистрацию в Россреестре. Стоимость процедуры определяется необходимым набором действий, в случаях когда передача участка не носит безвозмездный характер. Так например, средний ценник на отдельные услуги составляет:

  • Определение границ участка с обязательным выездом специалистов в области геодезии, составлением технической документации будет стоить от 25 тысяч рублей;
  • Получение копии кадастрового паспорта обойдется в сумму от двух до трех тысяч рублей. При необходимости внесения корректировок в кадастр нужно приготовить еще 5 тысяч рублей.
  • Процедура регистрации может быть оценена в 5-8 тысяч рублей в зависимости от региональной системы тарифов;
  • Раздел или интеграция участков земли потребует затрат в сумме более 40 тысяч рублей.

Оформление участка может реализовываться как бесплатно, так и за плату. Второй вариант требует высоких финансовых вложений. Что касается форм собственности, наименьшее количество проблем возникает при единоличной собственности. Долевая собственность предполагает поиск компромисса с остальными участниками земельных взаимоотношений.

Видео: Оформление земельного участка в собственность

Название документа: О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность (с изменениями на 30 июня 2009 года) (утратило силу с 22.06.2014 на основании от 10.06.2014 N 323-ПП)
Номер документа: 431-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 27 июня 2006
Дата начала действия: 29 июля 2006
Дата окончания действия: 22 июня 2014
Дата редакции: 30 июня 2009

О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность *О)

(с изменениями на 30 июня 2009 года)

Утратило силу с 22 июня 2014 года на основании
постановления Правительства Москвы от 10 июня 2014 года N 323-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 33, 15.06.2007);
от 30 октября 2007 года N 944-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 63, 14.11.2007);
постановлением Правительства Москвы от 15 января 2008 года N 29-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 9, 13.02.2008);
постановлением Правительства Москвы от 25 марта 2008 года N 203-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 21, 09.04.2008);
постановлением Правительства Москвы от 24 июня 2008 года N 532-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 38, 07.07.2008);
постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2008 года N 1040-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 25.11.2008);
постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1147-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 72, 24.12.2008);
постановлением Правительства Москвы от 27 января 2009 года N 46-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 8, 10.02.2009);
постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 39, 14.07.2009).
____________________________________________________________________

В соответствии с , Земельным и Жилищным кодексами Российской Федерации , Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" , в целях приобретения земельных участков в собственность гражданами и юридическими лицами, владеющими такими земельными участками, соответственно, на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также являющимися собственниками зданий (помещений в зданиях) или сооружений, во исполнение пункта 2 постановления Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 532-ПП "Об установлении в городе Москве цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них капитальных зданий, строений, сооружений" , с учетом норм градостроительного законодательства о формировании границ земельных участков на территории города Москвы Правительство Москвы

постановляет:

1. Пункт утратил силу с 24 июля 2009 года - ..

2. Пункт исключен с 25 июня 2007 года постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 года N 411-ПП постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

3. Пункт утратил силу с 24 июля 2009 года - постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

4. Утвердить примерные формы:

4.1. Договора купли-продажи земельного участка (приложение 4).

4.2. Решений о предоставлении земельного участка в частную собственность (приложение 5).

4.3. Акта приема-передачи земельного участка (приложение 6).

5. Пункт утратил силу с 24 июля 2009 года - постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

6. Пункт утратил силу с 24 июля 2009 года - постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

7. Пункт утратил силу с 24 июля 2009 года - постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

8. Предоставить Департаменту земельных ресурсов города Москвы полномочия:

8.1. Утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории* на основании проектов межевания территории города Москвы, разработанных по заказу Москомархитектуры в составе проектов планировки территории или в виде отдельного документа.
________________
* Здесь и далее по тексту настоящего постановления слова "проект границ земельного участка" заменены словами "схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" в соответствующих падежах - постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 года N 1040-ПП .

8.2. Заключать от имени Правительства Москвы договоры купли-продажи земельных участков и подписывать соответствующие акты приема-передачи земельных участков при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность.

8.3. Выступать от имени Правительства Москвы по вопросам государственной регистрации сервитутов на земельные участки (пункт дополнительно включен с 25 июня 2007 года постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 года N 411-ПП).

9. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в соответствии с утвержденным настоящим постановлением порядком осуществлять:

Прием и рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц;

Сбор необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков;

Подготовку проектов решений о предоставлении земельных участков в частную собственность.

10. Пункт исключен с 25 июня 2007 года постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 года N 411-ПП ; утратил силу с 24 июля 2009 года - постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

11. Пункт утратил силу с 24 июля 2009 года - постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

12. Пункт утратил силу с 24 июля 2009 года - постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

13. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2003 года N 961-ПП "О предоставлении земельных участков в собственность гражданам на территории города Москва" .

14. Пункт утратил силу с 20 февраля 2009 года - постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 года N 46-ПП ..

15. Настоящее постановление подлежит обязательному опубликованию в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы не позднее 30 дней со дня принятия.

16. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1. Порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков (утратил силу)

Приложение 1

от 27 июня 2006 года N 431-ПП

с 25 июня 2007 года
постановлением Правительства Москвы
от 29 мая 2007 года N 411-ПП , -
см. предыдущую редакцию)

ПОРЯДОК
передачи земельных участков на территории
города Москвы в частную собственность и
формирования земельных участков

____________________________________________________________________


постановления Правительства Москвы
от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

____________________________________________________________________

Приложение 2. Порядок передачи земельных участков в собственность юридическим лицам, владеющим ими на праве постоянного (бессрочного) пользования (исключен, утратил силу)

____________________________________________________________________
Исключен с 25 июня 2007 года
постановлением Правительства Москвы
от 29 мая 2007 года N 411-ПП ; утратил силу с 24 июля 2009 года
на основании постановления Правительства Москвы
от 30 июня 2009 года N 643-ПП . - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________

Приложение 3. Регламент подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" при передаче земельных участков в собственность (утратил силу)

Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 27 июня 2006 года N 431-ПП

постановлением Правительства Москвы
от 29 мая 2007 года N 411-ПП , -
см. предыдущую редакцию)

РЕГЛАМЕНТ
подготовки документов Департаментом земельных
ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" при
передаче земельных участков в собственность

____________________________________________________________________

Утратил силу с 24 июля 2009 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 30 июня 2009 года N 643-ПП ..

____________________________________________________________________

Приложение 4. Примерная форма договора купли-продажи земельного участка

Департамент земельных ресурсов города Москвы

ДОГОВОР
купли-продажи земельного участка

N _______________

"____"______________ г.

"Продавец", в лице

Действующего на

основании

С одной стороны,

Именуемый в дальнейшем

"Покупатель", в лице

на основании

распоряжения Правительства Москвы (префекта административного округа)

заключили настоящий Договор

о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего Договора земельный участок,

находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): город Москва,

(улица, дом, строение и др.)

(иные адресные ориентиры)

(разрешенное использование)

в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка (приложение 1 к Договору),

общей площадью

находящийся на праве

на основании

(реквизиты правоустанавливающего документа)

1.2. Целевое назначение Участка: земли поселений.

1.3. Установленный вид разрешенного использования Участка:

1.4. Установленный вид разрешенного и соответствующий ему вид функционального использования Участка, применяемый для целей расчета кадастровой стоимости:

1.5. На Участке находятся

(перечень зданий, строений, сооружений принадлежащих на праве собственности покупателю).

1.6. Кадастровая стоимость Участка составляет

2. Плата по Договору

2.1. Цена Участка согласно расчету цены Участка (приложение 2 к Договору)

составляет

2.2. Покупатель перечисляет денежные средства в сумме согласно п.2.1 в течение семи дней с момента заключения настоящего Договора в бюджет города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством.

2.3. Полная оплата цены Участка по Договору должна быть произведена до государственной регистрации права собственности на указанный Участок.

3. Ограничения использования и обременения Участка

3.1. Покупатель обязуется использовать Участок в соответствии с установленным для него разрешенным использованием и соблюдать следующие обременения Участка и ограничения по его использованию:

3.2. Обременения и ограничения по использованию Участка, установленные до заключения настоящего Договора, сохраняются до их прекращения в порядке, установленном законодательством.

4. Права и обязанности Сторон

4.1. Продавец обязуется предоставить Покупателю сведения, необходимые для исполнения условий, установленных Договором.

4.2. Покупатель обязуется:

4.2.1. Оплатить цену Участка в сроки и в порядке, установленном Договором.

4.2.2. Выполнять требования, вытекающие из установленных настоящим Договором и правовых актов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации об ограничении использования Участка и установленных публичных сервитутов.

4.2.3. С момента подписания Договора и до момента государственной регистрации права собственности на Участок не отчуждать в собственность третьих лиц здания, строения сооружения, находящиеся на Участке.

4.2.4. За свой счет обеспечить государственную регистрацию права собственности на Участок и представить копии документов о государственной регистрации Продавцу.

4.2.5. Предоставлять информацию о состоянии Участка по запросам соответствующих органов государственной власти, создавать необходимые условия для контроля за надлежащим выполнением условий Договора и установленного порядка использования Участка, а также обеспечивать доступ и проход на Участок их представителей

(пункт в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2007 года

5. Ответственность Сторон

5.1. Покупатель несет ответственность перед третьими лицами за последствия отчуждения зданий, строений, сооружений, расположенных на Участке с момента заключения Договора до государственной регистрации своего права собственности на Участок.

5.2. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.3. За нарушение срока внесения платы, указанного в пункте 2.2 Договора, Покупатель выплачивает пени из расчета 1/300 от цены Участка за каждый календарный день просрочки. Пени перечисляются в бюджет города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством.

6. Заключительные положения

6.1. Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации.

6.2. Все приложения, указанные в Договоре, являются его составной и неотъемлемой частью.

Приложения к Договору:

кадастровый паспорт Участка;

расчет цены Участка;

распоряжение от

доверенность, подтверждающая полномочия представителя;

акт приема-передачи Участка.

7. Юридические адреса Сторон

Департамент земельных ресурсов
города Москвы:

Покупатель:

Реквизиты

Реквизиты

8. Подписи Сторон

Настоящий Договор составлен в 3 (трех) экземплярах на ________ листах, включая приложения к Договору, имеющих равную юридическую силу для каждой из сторон по Договору.

От Продавца:

От Покупателя:

Подпись

Приложение 5. Примерные формы решений о предоставлении земельных участков в частную собственность

Приложение 5
к постановлению Правительства Москвы
от 27 июня 2006 года N 431-ПП
(в редакции, введенной в действие с 25 июня 2007 года
постановлением Правительства Москвы
от 29 мая 2007 года N 411-ПП , -
см. предыдущую редакцию)

ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ
решений о предоставлении земельных
участков в частную собственность

Форма 1

(в редакции, введенной в действие
с 24 ноября 2007 года постановлением
Правительства Москвы
от 30 октября 2007 года N 944-ПП ,

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
(УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ*)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от ________________ N ___

________________
* Здесь и далее по тексту с 24 июля 2009 года слова "Префект административного округа" заменены словами "Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы" в соответствующих падежах - постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП .

О предоставлении в собственность

земельного участка (по адресу:


В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" , Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" .

1. Предоставить в собственность

земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером ____________ площадью _______ га, находящийся по адресу:

В границах согласно кадастровому

паспорту земельного участка (приложение 1) для использования в соответствии с его

разрешенным использованием:

с оплатой цены земельного участка в размере

в соответствии с ___________________________(расчет цены земельного участка - приложение 2), за исключением

2. * Установить запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

________________
* Устанавливается для:

Коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;

Граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

3. Установить публичные сервитуты

4. Установить иные обременения и ограничения по использованию земельного участка.

5. ** Департаменту земельных ресурсов города Москвы:

________________

** Для распоряжений Уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы пункт 5 может излагаться в следующей редакции:

"5. Принять к сведению, что договор купли-продажи земельного участка (п.1)

заключается Департаментом земельных ресурсов города Москвы с

(Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица)

5.1. Заключить с

(Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица)

договор купли-продажи земельного участка (п.1).

5.2. Внести в сведения государственного земельного кадастрового учета земельного участка (п.1) установленные ограничения по использованию земельного участка и обременения, а также откорректировать границы и площадь земельного

участка, в связи с исключением

5.3. Указать в акте приема-передачи земельного участка установленные публичные сервитуты и иные ограничения по использованию земельного участка и обременения.

6. Предложить (гражданину или юридическому лицу)

6.1. Оплатить цену земельного участка в сроки, установленные договором купли-продажи земельного участка.

6.2. Подписать акт приема-передачи земельного участка.

6.3. Выступить заказчиком и оплатить проведение необходимых геодезических работ по земельному участку (п.1) для внесения сведений в государственный земельный кадастр.

6.4. Обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок за свой счет с представлением копии документов о государственной регистрации в Департамент земельных ресурсов города Москвы.

7. Установить, что в случае неподписания договора купли-продажи (гражданином или уполномоченным должностным лицом юридического лица) в месячный срок с момента направления настоящее распоряжение утрачивает силу.

8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на ________________________________

Приложения:

1. Кадастровый паспорт земельного участка.

2. Расчет цены земельного участка.

Мэр Москвы

Форма 2

Земельным кодексом Российской Федерации , Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" :

Правительство Москвы
(Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы )

Распоряжение

от ________ N ________

о безвозмездном предоставлении

1. Предоставить в собственность гражданину ___________________ находящийся у него (на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения или в фактическом пользовании) земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов с кадастровым номером ________________ площадью ________ га, по адресу: ________________ в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка (приложение) для использования в соответствии с его разрешенным использованием.

2. Установить публичные сервитуты _____________, иные обременения и ограничения по использованию земельного участка ______________, подлежащие включению в акт приема-передачи земельного участка.

3. Гражданину

3.1. В месячный срок с даты издания настоящего распоряжения подписать с Департаментом земельных ресурсов города Москвы акт приема-передачи земельного участка в собственность.

3.2. Обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на

Приложение: Кадастровый паспорт земельного участка.

Мэр Москвы

(Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы)

Приложение 6. Примерная форма акта приема-передачи земельного участка

Акт приема-передачи
земельного участка

по адресу:

Департамент земельных ресурсов города Москвы, именуемый в дальнейшем

"Департамент", в лице

действующего на основании

стороны, и

Именуемый

в дальнейшем "Приобретатель", в лице

другой стороны, на основании распоряжения Правительства Москвы (Уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы) от __________ N ____ (договора купли-продажи) составили настоящий акт о том, что земельный участок (кадастровый номер ________________; адресные ориентиры) передан Приобретателю (для договора о возмездной передаче добавляются следующие слова: "а денежные средства за земельный участок в полном объеме перечислены в соответствии с договором купли-продажи").

Соблюдение перечисленных в приложении к настоящему Акту приема-передачи публичных сервитутов и иных ограничений по использованию земельного участка и обременений является обязанностью собственника земельного участка.

От Департамента:

От Приобретателя:

Подпись

Название документа:
Номер документа: 431-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Недействующий
Опубликован: Тверская, 13, N 83, 11.07.2006 (начало), N 90, 27.07.2006 (окончание)

Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40, 19.07.2006

Дата принятия: 27 июня 2006
Дата начала действия: 29 июля 2006
Дата окончания действия: 22 июня 2014
Дата редакции: 30 июня 2009

Отказывая в передаче земельных участков в собственность бесплатно, администрация ссылается на ст. 28 ЗК РФ. А как же быть с правом однократного бесплатного приобретения участка, находящегося в бессрочном пользовании?

В статье 28 ЗК РФ регулируется порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и говорится, что предоставление таких участков в собственность осуществляется за плату. Однако в этой же статье далее указывается, что в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно. Бесплатное предоставление земельных участков предусмотрено п. 5 ст. 20 ЗК РФ, которая дает возможность гражданам приобрести в собственность земельные участки, которыми они владели на праве постоянного (бессрочного) пользования. Речь идет фактически не о предоставлении земли, а изменение вида прав на земельный участок для физических лиц, которые уже реально им владеют, происходит изменение права с постоянного (бессрочного) пользования на право собственности. По этой прчине отказ со ссылкой на ст. 28 ЗК РФ неправомерен.

В феврале 1998 г. купила земельный участок и дом. В договоре купли-продажи указано, что участок передается в бессрочное пользование, свидетельство о государственной регистрации на строение я еще не оформила, а что касается земльного участка, в администрации, говорят, я должна его купить. Дом на меня оформлен. Я пенсионерка, муж — ветеран военной службы. Почему мы должны должны платить?

До вступления в законную силу ЗК РФ (т.е. до 30 октября 2001 г.) правоотношения по поводу перехода прав на земельный участок в связи с переходом прав на строение, расположенное на нем, регулировались ст. 37 ЗК РСФСР. В соответствии с которой устанавливалось, что при переходе права собственности настроение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования землей. При этом выдавался документ, удостоверяющий право на землю.

Действующий в настоящее время ЗК РФ не предусматривает возможность приобретения физическими лицами земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. Между тем, статьей 20 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Граждане, которые обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут однократно и бесплатно приобрести эти участки в собственность, при этом не допускается взимание с них каких-либо дополнительных денежных сумм, кроме сборов, установленных федеральными законами.

Сделку по безвозмездной передаче земельного участка в Вашу собственность необходимо будет зарегистрировать в учреждении юстиции по регистрации прав.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 9 июня 2003 г.) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона (31 января 1998 г.), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Однако регистрация таких прав обязательна в случаях возникновения после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, ограничения (обременения) или совершения иной сделки с объектом недвижимого имущества (п. 2 ст. 6 Закона № 122-ФЗ).

Размеры, порядок, сроки и формы внесения взимаемой на территории субъекта РФ платы за государственную регистрацию прав определяются органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом ее максимальных размеров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» от 26 февраля 1998 г. № 248 (в ред. от 13 октября 2003 г.): для физических лиц — 500 рублей; для юридических лиц — 7500 рублей (см. с. 74).

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов.

Без оплаты государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

В иных случаях за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается плата в размере, равном половине установленного субъектом РФ размера платы за государственную регистрацию права.

В 1996 г. в порядке наследования стала собственником дома, построенного в 1930 г. матерью моего супруга в дачно-стро-ительном кооперативе в Московской области. Владею и пользуюсь земельным участком общей площадью 3000 кв. м, предназначенным для ведения дачного хозяйства. В 1997 г. постановлением Главы местной администрации был передан в частную собственность земельный участок размером 1200 кв. м. Другая часть единого земельного участка размером 1800 кв. м предлагалась в аренду сроком на 50 лет с правом выкупа. С таким решением не согласилась и подала в местную администрацию заявление о передаче бесплатно в собственность всего земельного участка, на котором находится принадлежащий мне дом. Однако в просьбе было отказано. ПРава ли администрация?

Администрация, отказывая в передаче в собственность земельных участков, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования у граждан и навязывая аренду, нарушает требования ст. 35 Конституции РФ, в которой указано, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 декабря 2001 г. № 16-П в связи с делом Близинской Т. В. разъяснил, что понятие «имущество» охватывает не только право собственности, но и такие вещные права, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании лиц, уже являются их имуществом, и, следовательно, они могут быть изъяты у них только на основании судебного решения с предварительной и равноценной заменой или возмещением. Обязвание заключить договор аренды является незаконным. Аренда ограничивает право пользования земельным участком определенным сроком, возлагает на арендатора расходы в виде арендной платы. Создавать указанные ограничения против воли гражданина недопустимо. Статья 45 ЗК РФ предусматривает основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В случае, если такие основания имеются, прекратить право пользования может только суд.

Кроме того, надо иметь в виду, что право гражданина на владение и пользование имеющимся у него земельным участком, подлежащим передаче ему в собственность в полном объеме на основе федерального регулирования, не может быть ограничено законом субъекта РФ или правовым актом органов местного самоуправления. Как известно, Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 декабря 2001 г. в связи с делом Близинской Т. В. признал не соответствующим Конституции РФ ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», которая ограничивала права граждан на владение имеющимися у них участками определенными размерами. Конституционный Суд, в частности, указал, что подобные акты субъектов РФ в силу приоритета федеральных законов перед законами иного уровня, регулирующими те же отношения, не подлежат применению. Из вышесказанного следует, что нормативный акт субъекта РФ не может являться причиной для изъятия у лица части принадлежащего ему участка.

Могу ли я получить в собственность бесплатно земельный участок, если проживаю на нем с рождения, а собственником строений стала с 2000 г. после смерти отца (наследование по закону)? Есть документ от 1930 г. о выделении данного участка деду в личное пользование. Документы на землю не переоформлялись. Строения переходили по наследству.

В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т. В. Близинской» от 13 декабря 2001 г. № 16-П указывалось:

Согласно Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. граждане, имевшие на момент вступления данного Закона в силу земельные участки, размеры которых превышали предельные нормы, во всех случаях сохраняли право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 было установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере; при этом запрещалось обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Таким образом, независимо от того, была использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, — за ними сохранялись их прежние земельные участки.

Введенным в действие с 29 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ, аналогично предоставляет каждому гражданину право бесплатно однократно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении земельный участок, а также подтверждает, как это установлено Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г., что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в установленном земельным законодательством порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

После смерти отца в 1993 г. принял наследство на жилой дом, расположенный в одном из районов Московской области. Этот дом был построен моим дедом на предоставленном ему в постоянное (бессрочное) пользование земельном участке. Вместе с домом перешел в пользование и земельный участок размером 2300 кв. м. В сентябре 200з г. обратился в органы местного самоуправления с заявлением о передаче земельного участка, на котором распологается дом, в собственность бесплатно. Однако мне было отказано с обоснованием, что такая передача может быть осуществлена только за плату. Права ли местная администрация?

По всей видимости речь идет о земельных участках, которые были предоставлены тогда, когда в стране существовала единоличная собственность государства на землю, земля не могла быть предметом куплт-продажи, дарения и других гражданско-правовых сделок. Земельные передовались в постоянное бессрочное пользование гражданам или дачно-строительным и иным кооперативам. Дачно-строительный кооператив в свою очередь передавал участки своим членам — владельцам денежного пая, который вносился на строительство дачного строения. Этот пай мог передаваться по наследству, а также по другим основаниям. Лицо, к которому передавался пай, принималось в члены дачно-строительного кооператива в пользование дачное строение и земельный участок, на котором располагалось строение, т. е. переход пая по наследству или другим основаниям одновременно влек за собой и переход права пользования земельным участком.

В старом Земельном кодексе РСФСР указывалось, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче строения, сооружения юридическим или физическим лицам вместе с этими объектами недвижимости также переходит и право пользования земельными участками. В результате изменения законадательства, в частности появления Закона РФ «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. № 4196-1 и Указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 граждане получили возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования либо оформить имеющиеся у них земельные участки в собственность или пожизненное наследуемое владение. При этом запрещалось понуждать граждан, имеющих земельные участки, выкупать их или брать в аренду. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П в связи с жалобой Близинской Т. В. указывалось, что независимо от того, была ли использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, за ними сохранялись их прежние земельные участки в полном размере.

В действующем Земельном кодексе РФ (далее — ЗК РФ) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (ст. 1 ЗК РФ). При этом подчеркивается, что новый собственник строения использует земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Это же положение предусмотрено в ГК РФ, устанавливающем, что при отчуждении недвижимости на земельном участке приобретатель пользуется соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и лицо, которое его отчуждает, т. е. прежний собственник недвижимости. Например, к приобретателю недвижимости переходит право аренды или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Право пользования земельными участками переходило в связи со сменой собственников строений в силу наследования, дарения от одного поколения родственников к другому.

Статья 20 ЗК РФ сохранила за гражданами право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у них до введения в действие Кодекса. При этом п. 5 ст. 20 ЗК РФ предоставил каждому гражданину право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Как установлено в п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3, предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничено.

Поскольку предыдущие собственники домов не оформили свое право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, не исключается возможность осуществить это право их правопреемниками. В частности, из п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», следует, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. № 1305-1, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 ЗК РФ.

Имею земельный участок с 1997 г. в Подмосковье. Он входится натерритории садового товарищества. Имею ли я право оформить его в собственность бесплатно как труженик тыла в период Великой Отечественной войны? Если за плату, то какова стоимость 1 кв. м земли?

В ноябре 1992 г. приобрел дом по договору мены. В настоящее время местная администрация требует заключить договор аренды на земельный участок или приобрести его за большую цену. На мое требование передать участок бесплатно в собственность. Могу ли я получить участок бесплатно?

Важное значение имеет то на каком праве принадлежат Вам земельные участки, а также участвовали ли Вы ранее в приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно.

Статьи 20 и 21 ЗК РФ указывают, что граждане, котрые имеют земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, вправе бесплатно приобрести их в собственность. При этом требования выплат каких-либо дополнительных денежных сумм помимо государственной пошлины, установленной федеральными законами, запрещается. При этом в собственность гражданину передается весь имеющийся у них земельный участок целиком. Передача в собственность земельного участка допускается бесплатно только один раз. Таким образом, если у Вас имеется два земельных участка на праве постоянного (бессрочного) пользования и (или) пожизненного наследуемого владения, лишь один из этих участков можно приобрести в собственность бесплатно, за другой участок придется выплачивать его стоимость.

Право приобрести имеющиеся на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения земельные участки в собственность — это право, но не обязанность граждан. Граждане могут сохранить за собой участки на на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, т.к. действующее законодательство не ограничивает реализацию права на приобретение земельных участков в собственность каким-либо сроком. По этой причине местная администрация не вправе требовать от граждан заключения договора аренды или купли-продажи имеющихся у них на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения земельных участков.

В садовом товариществе имелся участок, на котором был установлено строение в котором хранились стройматериалы и инвентарь для нужд товарищества. За ненадобностью он был демонтирован. Может ли правление садового товарищества выделить мне в личное пользование указанный участок? Какие документы необходимы для оформления или передачи в собственность?

Можно предположить, что указанное строение находилось на землях общего пользования садового товарищества. Земельные участки общего пользования принадлежат садовому товариществу как юридическому лицу на праве собственности или на ином вещном праве, например, на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ в ред. от 21 марта 2002 г.). Если участок находится в собственности юридического лица, то принятие решений о формировании и использовании имущества садового товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания его членов - то есть членов садоводческого товарищества. Сделку купли-продажи участка заключает от имени садового товарищества его председатель, при наличии решения общего собрания членов садоводческого товарищества о продаже земельного участка.

В том случае если земельный участок передан товариществу в постоянное пользование, то оно вправе просить местную администрацию по месту расположения садового товарищества о его «преобразовании» из земель общего пользования в участок члена товарищества. Указанное решение вправе принять администрация.

Передача земельного участка в собственность члена товарищества, видимо, потребует внесения изменений в проект организации и застройки территории садового товарищества, проведения работ по формированию вновь образованного земельного участка, его государственного кадастрового учета и совершения иных действий.

Участок с домом принадлежит находится в моей собственности. Пожизненно наследуемое владение переоформлено в частную собственность 4 года назад. Дом, принадлежавший в прошлом трем гражданам (два гражданина отделились), разрушен. Имею ли я право на месте разрушенного дома построить новый дом? Если я решу восстановить строение, то в течение какого времени я должна это сделать?

Разрушение жилого дома не изменило целевое назначение земельного участка, отведенного ранее под строительство индивидуального жилого дома. Разрушенный дом может быть либо снесен и построен заново, либо восстановлен.

Срок, в течение которого должен быть восстановлен разрушенный дом, имеет важное значение только тогда, когда гражданин не является собственником земельного участка.

В соответствии со ст. 39 ЗК РФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке строений в течение 3 лет.

В данном случае земельный участок принадлежит на праве собственности и может быть изъят у собственника, за исключением случая, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных действующим земельным законодательством (ст. 285 ГК РФ).

Каких-либо сроков, в течение которых собственник земельного участка должен восстановить разрушенный дом или приступить к новому строительству, действующим законодательством не предусмотрено.

Мой отец завещал садовый земельный участок, принадлежащий ему на праве пожизненного наследуемого владения, своей супруге. Наследуется ли такой участок по завещанию или по закону

Обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, — владелец, а не собственник земельного участка. Владея земельным участком, он может им пользоваться, но не вправе распоряжаться таким участком иным образом (продавать, дарить). Что касается наследования, то согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону. Завещание владельца такого участка не имеет юридической силы.

Земельный кодекс Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления дают следующее определение муниципальных земель – это земли, закрепленные на праве муниципальной собственности за определенным регионом страны и используемые исключительно для удовлетворения потребностей данного региона, в частности местных жителей (землевладельцев).

В России действует специальная система управления международного образца, применимая к данной категории земельного фонда. Принцип действия такой системы основан на делегировании гражданами конкретного региона права управления муниципальным земельным фондом избранным представителям. Именно поэтому полномочия на разрешение передачи муниципальных земель в собственность частным лицам принадлежат местной администрации.

Всем желающим получить в собственность свой земельный объект необходимо обратиться с заявлением установленного образца и приложенными документами в органы местного самоуправления. Обычная практика передачи муниципальных земель состоит в передаче земельных объектов по праву аренды. Однако, теперь земельное законодательство предоставляет возможность оформления земельного участка в собственность по преимущественному праву.

Порядок передачи муниципальных земель в собственность включает несколько способов оформления:

  • Бесплатно льготным категориям граждан;
  • Путем приватизации (передачи в собственность) земельного объекта;
  • На основании сделки купли-продажи, заключенной с местными органами самоуправления;
  • Путем приобретения участка земли на открытых торгах;
  • На основании решения суда (если администрация отказывает в передаче земельного объекта добросовестному арендатору).

Как оформить землю

Обратиться с заявлением о передаче арендованной муниципальной земли в собственность можно в специальный земельный отдел при местной администрации либо соответствующее отделение Министерства имущественных отношений.

Заявление должно содержать просьбу о передаче земельного объекта в собственность, а также основание для его передачи:

  • Использование земельного участка на праве бессрочного владения длительное время;
  • Долгосрочная аренда земельного объекта;
  • Выкуп земли.

Перечень прилагаемых в обязательном порядке документов можно уточнить по месту подачи заявления. Чтобы в ответ на ваше прошение не последовал отказ, необходимо уделить особое внимание подготовке документации.

Для этого вам потребуется сначала провести работы по межеванию участка с установлением точных границ и его местоположения. Осуществление данного подготовительного этапа возможно на бесплатной основе путем привлечения государственного кадастрового инженера, однако в таком случае ожидание своей очереди может растянуться на несколько месяцев.

Чтобы ускорить процесс, обратитесь в коммерческую лицензированную организацию. Стоимость межевых работ в зависимости от региона страны варьирует в пределах от пяти до десяти тысяч рублей.

Организация работ по межеванию включает в себя:

  • Осмотр земельного объекта с осуществлением необходимых замеров;
  • Составление кадастрового плана и технического проекта (в документе в частности указываются сведения о наличии либо отсутствии коммуникационных линий, проходящих по территории земельного объекта);
  • Расстановка межевых значков и определение координат участка на местности;
  • Определение площади земельного объекта;
  • Составление межевого плана на основании полученных сведений;
  • Согласование границ участка заинтересованными лицами (подписание акта выполненных работ).

После проведенного комплекса работ владелец земли может получить готовый межевой план. С имеющимся на руках планом межевания владельцу земельного участка необходимо обратиться в Кадастровую палату для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет. Сделать это можно обратившись непосредственно в отделение Земельной кадастровой палаты либо через сайт Росреестра.

Обращаясь с заявлением о постановке на кадастровый учет, подготовьте следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность либо доверенность (если вместо владельца обращается его доверенное лицо);
  • Межевой план на земельный объект;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

Как правило, подобный набор документов является достаточным для обращения с последующей регистрацией. Взамен принятых документов вам выдадут справку.

На проверку и регистрацию обращения отводится около двух недель, после чего вы сможете получить на руки соответствующую выписку из государственного реестра, в которой вашему земельному объекту уже будет присвоен свой кадастровый номер.

Только поставленный на кадастровый учет земельный участок может быть передан владельцу в собственность.

Приложение к заявлению включает следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН;
  • Копия кадастрового плана;
  • Квитанция об уплате госпошлины и ее копия;
  • Часть стоимости земельного объекта, если передача осуществляется путем заключения сделки купли-продажи.

В случае положительного решения с владельцем земельного объекта администрация заключает договор передачи земли в собственность либо договор купли-продажи, если передача земли осуществляется на платной основе. Обязательным приложением к договору является акт приема-передачи земельного участка, содержащий полное описание и характеристики объекта.

Документы для оформления участка

Главными документами, на основании которых осуществляется передача земельного объекта являются межевой план и кадастровый план земельного участка.

При передаче земельного участка наследникам, если гражданин пользуется им на праве бессрочного владения, требуется продление договора аренды с гражданином, принимающим участок от своего родственника. Только после заключения нового договора и принятия участка в пользование появляется возможность обращения с заявлением о передаче объекта в собственность.

Регистрация прав собственности

Имея на руках выписку из Кадастровой палаты, подтверждающую постановку земельного объекта на кадастровый учет, гражданин вправе зарегистрировать свою собственность.

Регистрация перехода права собственности от муниципалитета в пользу конкретного гражданина осуществляется органами Росреестра.

При этом необходимо совершить следующие действия:

  • Написать заявление о регистрации права в соответствии с установленным образцом. В заявлении в обязательном порядке указываются данные заявителя, характеристики земельного объекта, включая вид разрешенного использования и кадастровый номер земельного участка. Если имеются наложенные на земельный объект ограничения, они также указываются в заявлении, например, сервитут (право использования участка земли иными лицами);
  • Готовое свидетельство о праве собственности можно получить по истечении семидневного срока. В данном случае собственник получает выписку из ЕГРН, подтверждающую право на данный земельный объект.

Как оформить земли в общедолевую собственность жителей

Согласно нормам земельного и жилищного законодательства, каждый собственник жилого помещения имеет право владения частью земельного объекта, на котором расположено жилое строение.

Владение таким земельным объектом осуществляется на праве общей долевой собственности в соответствии с некоторыми особенностями:

  • Передача земель, находящихся под жилыми строениями, возведенными до внесения изменений в жилищное законодательство, осуществляется на бесплатной основе (путем приватизации);
  • Передача земельных участков под возведенными до введения изменений в жилищное законодательство строениями производится в общем порядке. Из смысла последнего положения следует, что доли в общем земельном объекте передаются только собственникам жилых помещений, а владение долей в общей собственности должно подтверждаться правоустанавливающими документами;
  • Выдача отдельного правоустанавливающего документа на право в общей долевой собственности законом не предусмотрена. Данное право фиксируется в свидетельстве о праве собственности на жилое помещение отдельной строкой.

При отсутствии в свидетельстве подобных сведений необходимо обратиться в регистрационный орган с заявлением об уточнении права собственности на долю в общем участке земли, расположенным под многоквартирным домом.

Переход земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность включает следующие действия:

  • Сбор общего собрания собственников жилых помещений и принятие решения о переводе придворовой территории в собственность;
  • Обращение председателя ТСЖ в Кадастровую палату с соответствующим заявлением. При этом заключается договором на проведение геодезических работ, необходимых для определения границ общего участка;
  • На основании проведенных работ земельный объект передается во владение собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Вышеперечисленные действия можно произвести бесплатно, но в порядке определенной очередности (например, в течение года). Чтобы ускорить процесс, необходимо прибегнуть к платным услугам специалиста.

Документы, необходимые для оформления в собственность общего участка:

  • Заявление об оформлении права собственности, составленное и подписанное коллегиально;
  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома;
  • Выписка из технического паспорта на доли всех собственников в общем имуществе;
  • Кадастровый план земельного объекта, расположенного под жилым строением;
  • Заявление о выделении земельного участка.

Регистрационные действия прав собственников жилых помещений на общий земельный объект осуществляются на основании предоставленных документов:

  • Заявления о регистрации права;
  • Оригиналов кадастровых документов на земельный объект;
  • Доверенности собственников, выданной председателю ТСЖ;
  • Удостоверенного списка собственников жилых помещений в конкретном жилом строении;
  • Технического паспорта на многоквартирный дом;
  • Квитанции об уплате государственной пошлины.

Особенности приватизации муниципальных земель

Так как передача в собственность земельных объектов влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджет, местные власти максимально упростили процедуру передачи земель в собственность граждан.

Данные послабления проявляются в следующем:

  • Уменьшение величины государственной пошлины, взимаемой за регистрацию права (на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ № 93 пошлина снижена до ста рублей);
  • Если у владельца отсутствуют на руках кадастровые документы на земельный объект, достаточно предоставить план участка с определением его границ, заверенный правлением СНТ;
  • Чтобы приватизировать земельный участок в СНТ достаточно иметь на руках садовую книжку;
  • Возможность выкупа муниципальных земель за пятнадцать процентов от кадастровой стоимости объекта. Последний пункт актуален для следующих видов земель: садоводческих и огороднических, земель, предназначенных для дачного и индивидуального жилищного строительства, для земель подсобных и фермерских хозяйств;
  • Желающим приобрести земельный объект на платной основе предоставляется возможность приобретения земли за один процент (и менее) его кадастровой стоимости;
  • Для отдельных категорий граждан предусмотрены льготные условия приобретения земельных участков (без взыскания стоимости земли). К таким категориям относятся:
    • Многодетные семьи;
    • Малоимущие семьи;
    • Ветераны ВОВ;
    • Инвалиды.


Copyright © 2024 Информационно-справочная система.