ЖКХ: Истории о незаконных действиях управляющих организаций. Когда бездействует управляющая компания… Управляющие организации в сфере жкх уголовные дела

По просьбе редакции ТВ Центр депутат Московской городской Думы фракции КПРФ Николай Зубрилин прокомментировал случаи неисполнения своих обязанностей и не законных поборов со стороны Управляющих организаций (УО), работающих в сфере ЖКХ в качестве организаций по управлению, содержанию и ремонту жилого фонда.

Светлана Гришина, редактор программы «Осторожно, мошенники», Дирекция общественно-политических программ телеканала ТВ Центр: Николай Григорьевич, здравствуйте!Высылаю истории пострадавших, жду от вас информации по дате и времени съемки.Спасибо за сотрудничество!

1.Москва.

УК наняла подрядную организации по ремонту крыши. Специалисты, как оказалось, были не квалифицированными, отнеслись к делу халатно, в результате на крыше начался пожар. Пострадал один из жильцов, т.к. один из выходов на крышу проходит через квартиру! Пожарные им тоже пользовались. Произошло задымление одного из подъездов и этой квартиры. Теперь собственник спрашивает – кто в этом случает должен возместить ущерб после пожара – материальный и пожарный. УК отвечает, что она не при чём, они ремонт крыши сделали.

Зубрилин Н.Г.: «За проведение работ отвечает Управляющая Организация (далее УО). Если УО поручила эти работы субподрядной организации, за качество работ всё равно отвечает УО. Пожар случается только тогда, когда нарушены меры противопожарной безопасности. Необходимо расположить рядом огнетушители, ведро с водой, мокрые ХБ полотна, для принятия быстрых мер в случае возгорания. Необходимо провести инструктаж на месте, перед началом работ, должен быть «наряд-допуск», там должны быть указаны: время, дата, год, с указанием фамилий исполнителей и ответственного за пожарную безопасность с фиксацией в журнале с прошитыми и пронумерованными страницами под роспись. К таким работам необходимо допускать только специально-обученный персонал, кровельщиков имеющих допуски — 1) допуск для работы на высоте, — 2) допуск для работ с газовым оборудование (газовой горелкой)».

2. Нижний Новгород.

В Нижнем Новгороде директор ДУКа Татьяна Крупина растратила 18 миллионов рублей. Банкет, оплата телефонной связи, и все это на деньги жителей — директор ДУКа растратила 18 миллионов рублей, которые люди платили за квартиру. По материалам дела директор Городецкого ДУКа Татьяна Крупина собирала деньги с жителей, но до ресурсной компании они не доходили, а оседали у самой руководительницы. Следствие выяснило, что Татьяна Крупина, например, сходила в кафе на деньги жителей, заплатила за сотовую связь, оплатила госпошлину, а также попыталась создать свой собственный ДУК и даже начала рассылать людям свои квитанции. В итоге оказалась в суде.

Зубрилин Н.Г.: «Всё содеянное Крупиной — мошенничество и растрата денежных средств. Уголовное преступление налицо».

3. Прокопьевск Кемеровской области. Стрингер.

Председатель Совета дома на Гайдара, 18 в Прокопьевске Владимир Алексеевич Павлов вскрыл многомиллионные махинации управляющей компании. За три года пенсионер через суд заставил УК «Жилищное хозяйство» вернуть жителям девятиэтажки более трех миллионов рублей.Павлов отсудил у ЖЭКа: 887 000 рублей за 2016 год; 1 623 000 рублей – за 2017 год; 750 000 рублей – за 2018 год.

Факт 1: В доме ранее проводился капитальный ремонт. УК «Жилищное хозяйство» отчиталась о проведенных работах. В акт попала информация о ремонте лифтов на 408 000 рублей и кровли на 634 000. Оба вида работ не проводились. Владимир Алексеевич не растерялся и заказал техническую экспертизу в НИИ, чтобы доказать этот факт. Деньги удалось вернуть через суд.

Зубрилин Н.Г.: «Если в доме проведены капитальные работы, но в сметах оказались так называемые приписки – на самом деле это хищение денежных средств. В таком случае достаточно заявления в прокуратуру для принятия мер. Экспертизу обязаны провести по предписанию прокуратуры соответствующие (профильные) технические или инженерные центры, для сбора доказательной базы».

Факт 2: До 2014 года деньги на капитальный ремонт собирала управляющая компания. Когда был принят закон о капремонте, управляющие организации должны были вернуть не израсходованные средства жителям либо перевести в Фонд капремонта. Но в региональном Фонде капремонта Павлову пояснили, что никаких накоплений за домом на Гайдара, 18 не числится. Оператор начал работу с чистого листа.Павлов написал заявление в УК с просьбой вернуть неиспользованные деньги жителям, но коммунальщики отказали. Владимир Алексеевич оказался единственным в регионе, кто обратился в суд для возврата неиспользованных на капремонт средств. И суд выиграл! 520 000 рублей, которые УК «забыла» перевести в Фонд капремонта, были возвращены собственникам.

Зубрилин Н.Г.: «В данном случае со стороны УО попытка присвоить денежные средства жителей, внесённые ими на накопительный счёт для будущего капремонта. Дело для предписания прокуратуры. Возможны штрафные санкции».

Факт 3: Изучая отчеты управляющей компании, Павлов нашел сразу несколько незаконных строк, по которым УК «Жилищное хозяйство» взимала плату с собственников. Одна из них: «Общие эксплуатационные расходы». На них УК потратила 222 000 рублей за год. В областной жилинспекции разъяснили, что включение такого вида расходов в платеж за содержание – незаконен. Суд выигран снова.

Зубрилин Н.Г.: Странная жилинспекция – у неё есть право контролировать деятельность УО, при обнаружении недостатков или при обнаружении включения незаконного вида расходов дать предписание УО для приведения своей деятельности в соответствие с законодательством. В противном случае у жилинспекции есть право лишить УО лицензии на право содержания и эксплуатации жилого фонда.

Факт 4: С 2017 года УК незаконно собирала с жителей плату по статье «Платежный документ, услуги банка, почты». Хотя эти затраты уже заложены в строку «Управление домом». Эти «двойные» поборы стоили жителям больше 15 000 рублей.

Зубрилин Н.Г.: «Мошенничество со стороны УО. Повод для заведения уголовного дела».

Факт 5: УК собирала с жителей деньги на содержание и ремонт дома по своему собственному тарифу, хотя ранее Павлов инициировал общее собрание собственников, на котором жители утвердили новый тариф на содержание жилья. Таким образом с 2016 по 2018 год управляющая компания незаконно собрала с собственников лишние 1,2 миллиона рублей. Их удалось взыскать и сделать перерасчет платы для всех жителей дома.

Зубрилин Н.Г.: «Размер перечислений (взносов) на капремонт определяют жители на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Жители имеют право провести общее собрание и разорвать отношения с этой УО и заключить договор на обслуживание дома с другой УО».

4. Химки.

Из-за «неисправности» общедомового счетчика на горячую воду УК «Химки-Комфорт» подняла стоимость кубометра горячей воды в 3 раза по сравнению с июнем, и стоимость кубометра горячей воды составила 400 рублей. Из-за этого средняя ежемесячная плата за ЖКУ выросла на 1500-2000 рублей с квартиры. Жители неоднократно обращались в УК с требованием решить эту проблему, но ничего не происходит.

УК объясняет это тем, что в новостройке не все квартиры заселены, и не все пользуются горячей водой. Они закупают теплоноситель в фиксированном объеме, этот теплоноситель подогревает воду в спец.котельной рядом с домом — что-то типа теплообменника. По их словам, не важно, сколько квартир пользуется горячей водой, потому что они закупают один и тот же объем теплоносителя. За эти 3 месяца УК якобы понесла убытки и поэтому решила разделить стоимость теплоносителя на заселенные квартиры. Но это по словам живущих, их не устраивает. Получается, если во всем доме заселена одна квартира, она бы и оплачивала полную стоимость теплоносителя. УК в интервью сообщила, что они обратились за разъяснением в какую-то инстанцию, которая подтвердила, что так можно делать.

Зубрилин Н.Г.: «Это абсолютно неправомерно. Если даже в доме заселены 5 квартир из 100, расход горячей воды определяется по внутриквартирным счётчиками на внутриквартирной разводке стояка ГВС. Общедомовой счётчик в данном случае не обязателен. Даже если он есть но, неисправен за это жители не отвечают, это ответственность УО. Потребление горячей воды определяется по внутриквартирным счётчикам. Со слов представителей УО: «Закупка теплоносителя в фиксированном объеме» — ложь! В ЦТП поступает под давлением от 9 до 15 атмосфер, так называемая «перегретая вода, которая имеет температуру 125-140 градусов цельсия». Если нет разбора ГВС перегретая вода просто совершив циркуляционный оборот возвращается на РТС – Район Тепловых Сетей, (т.е. циркулирует в холостую, не отдавая тепло и саму горячую воду) в трассу поставщика теплового ресурса и возвращается назад, и так постоянно циркулируя в тепловой сети. Если имеется разбор ГВС в квартирах, тогда начинается потребление тепла для подогрева холодной воды, которая превращается в горячую пройдя через теплообменник или бойлер в зависимости от конструкции ЦТП. Данный трюк с повышением оплаты ГВС направлен на получение незаконной платы и сверхдоходов для УО. Такую УО надо менять, предварительно через Суд востребовать с неё неправомерно собранные денежные средства по завышенным, незаконным тарифам, с наложением штрафных санкций».

5. Москва

Деятельность УК «Омега», не устраивает жильцов ЖК «Елена» на проспекте Вернадского. Комплекс считается элитным, но УК ничего не делает. Поднимает тарифы без ведома жильцов, в ЖК грязь, текут трубы, плохо работают лифты и т.д. Недавно жители сидели 2 недели без воды. Представители УК скрываются от жителей.

Зубрилин Н.Г. «Необходимо провести общее собрание владельцев жилых помещений в жилом многоквартирном доме и поменять УО, предварительно заслушав отчёт о проведённой работе и отчёт о расходовании денежных средств».

Пресс-служба Кировского МО КПРФ г.Москвы

Мы часто пишем об административных наказаниях управляющих организаций/ТСЖ и их должностных лиц за какие-либо нарушения в сфере управления многоквартирными домами. Сегодня мы на примерах расскажем, за что УО и ТСЖ могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Подделка протоколов и решений общих собраний собственников

Основные статьи КоАП РФ, по которым наказывают управляющие МКД организации и их должностных лиц, и размер штрафных санкций за каждое из нарушений хорошо знают почти все УО и ТСЖ. Уголовная ответственность для компаний и лиц, работающих в сфере управления многоквартирными домами, наступает реже.

Мы решили сделать обзор видов уголовных преступлений, которые могут совершить УО, ТСЖ и жилищные кооперативы, управляя многоквартирными домами. Уголовная ответственность по УК РФ может наступить как по общим для всех лиц в России основаниям, так и в ситуациях, которые связаны конкретно с деятельностью по управлению домами.

Большинство управляющих организаций знают о таком уголовно наказуемом нарушении, как на общем собрании, - ч.ч. 1 ст. 327 УК РФ . Рассмотрим подробнее, за какие ещё преступления в сфере управления многоквартирными домами и по каким статьям могут осудить руководителей и/или сотрудников УО/ТСЖ.

Причинение крупного ущерба или вреда здоровью из-за ненадлежащего исполнения обязанностей

Первая группа уголовных преступлений, за которые нередко наказывают руководителей УО и ТСЖ - причинение тяжкого вреда здоровью или смерти из-за того, что управляющая домом организация ненадлежащим образом выполняла свои обязанности по содержанию и ремонту многоквартирного дома.

Примеров таких ситуаций множество: гибель людей из-за неисправности лифта, обрушения балконной плиты, сход с крыш снега, который не был вовремя убран:

За такие нарушения, если в ситуации сильно пострадали люди, УО/ТСЖ привлекается к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 УК РФ . Если из-за ненадлежащего выполнения УО/ТСЖ обязанностей по содержанию и ремонту дома кто-то погиб, то судить виновного будут по ч. 2 ст. 109 или ч. 3 ст. 238 УК РФ.

Если УО отключила в квартире электроэнергию, что нанесло крупный ущерб имуществу собственника или всего дома, причинило тяжкий вред здоровью или привело к смерти человека, то виновного в этом осудят по ч.ч. 1, 2 ст. 215.1 УК РФ . Но здесь есть важное условие - суд должен установить, что действия управляющей организации по отключению/ограничению коммунальной услуги были незаконными.

Проникновение в квартиру без разрешения проживающих

Сотрудникам управляющей организации или ТСЖ в некоторых ситуациях необходимо попасть в помещения собственников: например, для осмотра общедомовых коммуникаций, которые проходят через квартиры, для проверки приборов учёта. Они имеют на это право согласно пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354.

Однако УО/ТСЖ не имеют право врываться в квартиры без разрешения их собственников. В ином случае законодательство трактует действия сотрудников как незаконное проникновение в жилое помещение против воли проживающих с использованием служебного положения - ч. 3 ст. 139 УК РФ .

Присвоение имущества собственников или платежей за ЖКУ

Руководители и сотрудники управляющих организаций и ТСЖ также привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество. Чаще всего эти преступления связаны с обращением с общим имуществом собственников, его ремонтом и расходованием средств, которые жители многоквартирных домов платят УО за жилищно-коммунальные услуги и капремонт.

  1. Мошенничество с использованием служебного положения - ч. 3 ст. 159 УК РФ: хищение имущества собственников, незаконное оформление прав собственности на него с помощью обмана.
  2. Преднамеренное неисполнение договоров, если это стало причиной ущерба, в том числе в крупном (свыше 3 млн рублей) и особо крупном, более 12 млн рублей, размере - ч.ч. 5, 6, 7 ст. 159 УК РФ.

К этой группе преступлений, с которыми могут столкнуться УО/ТСЖ при управлении многоквартирными домами, можно отнести присвоение или растрату имущества собственников, их денежных средств с использованием служебного положения.

Это не только присвоение платежей собственников за ЖКУ, но и продажа каких-либо элементов или объектов, входящих в состав общего имущества собственников. Виновного осудят по ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ , например:

Деятельность без лицензии с крупным доходом и уклонение от уплаты долгов

Руководителей управляющих организаций могут осудить по ч. 1 ст. 171 УК РФ в случае, если компания занималась управлением многоквартирными домами без получения на это лицензии, собирала с них платежи и получила от своей незаконной деятельности доход или причинила ущерб свыше 2,25 млн рублей. Если сумма ущерба/дохода в итоге превысила 9 млн рублей, то судить виновного будут поч. 2 ст. 171 УК РФ .

Также руководителя УО могут наказать по этим статьям за иную принёсшую ей значительный доход деятельность, для ведения которой необходимо получать лицензию: например, на вывоз отходов или обслуживание лифтового оборудования, оборудования пожарной безопасности.

УО хорошо знают, что за непогашение долгов перед РСО могут лишить лицензии, но мало кто помнит, что за злостное уклонение от погашения задолженности в сумме более 2,25 млн рублей после того, как задолженность была подтверждена судом, руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ:

Нарушение требований безопасного проживания в доме из-за действий или бездействия УО

Управляющие организации и ТСЖ отвечают за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и создание условий для безопасного проживания людей в таком доме.

В ситуациях, если из-за ненадлежащего исполнения УО своих обязанностей произошёл несчастный случай, в результате которого сильно пострадали или даже погибли люди, руководитель и сотрудники управляющей организации будут наказаны по УК РФ. Сюда относятся нарушения:

  1. При проведении ремонтных работ - ч.ч. 1-3 ст. 216 УК РФ .

По такой статье осудят сотрудников УО, если, например, на человека/людей обрушились строительные леса, возведённые для ремонта фасада дома, или он/они отравились газом, парами красок, что причинило тяжкий вред здоровью. К такому вреду относят потерю слуха, зрения, психические расстройства, утрату трудоспособности, прерывание беременности и другое.

  1. Требований пожарной безопасности - ч.ч. 1-3 ст. 219 УК РФ .

Управляющая организация по договору управления отвечает за пожарную безопасность в доме, в том числе следит за тем, чтобы не были захламлены коридоры и лестницы, открывались все входные двери, в надлежащем состоянии содержалась электропроводка в доме и другое. Если в доме случится пожар, огонь причинит значительный ущерб имуществу/здоровью людей, кто-то погибнет, и вина УО в этом будет доказана, то судить виновных будут по УК РФ.

  1. Санитарно-эпидемиологических правил - ч.ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ .

Примером ситуации, когда руководителя/сотрудников УО будут судить по УК РФ за такое нарушение, может стать распространение в доме или на придомовой территории крыс, которые являются переносчиками опасных заболеваний. Если это станет причиной массового заболевания или отравления людей, то УО, не принявшую вовремя мер по дератизации, ждёт наказание за уголовное преступление.

Также уголовная ответственность в отношении управляющих домами организаций предусмотрена в случае, если они не исполнили требования вступившего в силу судебного акта или препятствовали их исполнению (ст. 315 УК РФ):

На заметку

Главной особенностью почти всех ситуаций, когда УО/ТСЖ грозит уголовная ответственность за их действие/бездействие при управлении многоквартирными домами, является причинение ущерба в крупном и особо крупном размере, нанесение тяжкого вреда здоровью или же смерть одного или более лиц.

При этом использование сотрудниками своего служебного положения при совершении противоправных действий отягчает их вину и делает наказание за них более строгим. УК РФ по указанным выше преступлениям предусмотрены разные виды наказаний. Это может быть:

  • лишение свободы до 10 лет;
  • арест сроком до 6 месяцев;
  • принудительные работы;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • штрафы, в некоторых случаях достигающие 0,5-1 млн рублей;
  • лишение права занимать должности/вести деятельность сроком до 5 лет.

Для управления многоквартирными домами создано несколько организационных форм: УК, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив. У них, конечно, есть отличия, но все они выполняют функции по поддержанию исправного технического и санитарного состояния дома, эксплуатации общедомового имущества.
Кто их контролирует? Как провести проверку, если имеются сомнения в законности деятельности? Давайте разберемся.

Кто осуществляет контроль ЖКХ, ТСЖ, УК, ЖСК, вышестоящие организации

Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ, названные выше организации несут ответственность перед собственниками помещений. Так как их услуги осуществляются на возмездной основе.

На федеральном уровне контроль осуществляют:

  • Минстрой – регулирует организацию тепло- и водоснабжения, водоотведение.
  • Минэнерго – курирует вопросы теплоснабжения и электроэнергетики.
  • Федеральная служба по тарифам – ценообразование и расчет платы за услуги ЖКХ, мониторинг превышения предельного уровня ставок.

Однако министерства больше занимаются разработкой нормативных актов и методических указаний. Основные регулирующие функции имеют местные власти.

Постановлением Правительства РФ № 493 «О государственном жилищном надзоре» основной контроль деятельности управляющих организаций закреплен за жилищной инспекцией. Они выдают лицензии и следят за соблюдением обязательств по содержанию МКД.

За соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и норм СанПина, за обеспечением безопасности и качества услуг ЖКХ надзирает Роспотребназор.

Муниципальный контроль осуществляют городские и районные администрации. Они имеют право проводить проверки на предмет соблюдения требований содержания общедомового имущества и предоставления коммунальных услуг.

Существуют и общественные организации. Контролирующими функциями они не обладают, но помогают гражданам составлять заявления, следят за соблюдением законодательства.

Один из них – национальный центр общественного надзора — НП «ЖКХ Контроль» . Филиалы его есть во многих регионах России. Действуют они вместе с местными муниципалитетами. А на официальном сайте организации (ссылка — выше по тексту) можно задать вопрос или оставить обращение.

Как проверить ТСЖ на воровство самостоятельно

Схем мошенничества и даже воровства правлением товарищества собственников жилья существует множество:

  • выполняются ненужные работы, а потом переделываются;
  • деньги помещаются на депозит, а проценты от вклада идут в карман председателя;
  • сдается в аренду часть общедомовой собственности по низким ценам, а «благодарность» отдается руководителю товарищества;
  • часть услуг оказывается только на документах и другое.

Есть несколько способов выявить любые нарушения:

  1. Подать заявление в компетентные органы.
  2. Поручить дело аудиторской фирме (но тогда проверка будет проведена за ваш счет).
  3. Обратиться в ревизионную комиссию.
  4. Проверить документацию самостоятельно (если есть специальные знания).

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ контролирующими органами

Товарищество собственников жилья – это юридическая организация, которая обязана платить налоги и обеспечивать бесперебойное функционирование всех технических систем и коммуникаций. Основные виды деятельности организации:

  • Финансовая – ежемесячный сбор денег для содержание МКД. Общая сумма платежей утверждается собранием собственников. Дополнительные доходы можно получать за счет сдачи в аренду неиспользуемых нежилых помещений. Но только при согласии собственников.
  • Хозяйственная – основной вид деятельности. Денежные средства направляются на оплату коммунальных услуг, мелкий ремонт, поддержка в исправном состоянии всех систем и коммуникаций дома, а также придомовой территории (двора).

ТСЖ доверяют больше, чем управляющей компании. Потому что оно создано из самих же жильцов дома.

Но если члены правления не исполняют полностью свои обязанности, расходуют деньги на не целевые нужды, присваивают часть дохода, тогда вмешиваются контролирующие организации.

Как провести аудиторскую проверку в ТСЖ

Инициировать такую проверку финансово-хозяйственной деятельности может сам и председатель и члены правления. Может ее назначить и жилищная инспекция. Но чаще всего ее инициируют сами жильцы.

Основанием служит сомнения в законности отдельных действий, подозрения в хищении денежных средств.

Узнать допустимые виды деятельности можно на сайте общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД .

Стоит аудиторская проверка обычно в диапазоне 25-70 тысяч рублей.

По итогам аудита проводится общее собрание, на котором жильцов уведомляют о ее результатах. Результаты могут служить основанием для обращения в прокуратуру или в суд.

Проверка товарищества жилищной инспекцией, что она проверяет

Существуют 2 вида проверки ТСЖ жилинспекцией:

  • плановые – проводятся не чаще 1 раза в год в соответствии с утвержденным планом мероприятий;
  • внеплановые – назначаются при поступлении информации о нарушениях в деятельности или в случае заявления от жильцов.

В обоих случаях проверяются целесообразность расходов, общую эффективность деятельности, выявляются ошибки и нарушения.

Инспектор запросит необходимые документы, поэтому заранее готовить ничего не нужно.

Проверка ТСЖ прокуратурой

Прокуратурой проводится проверка, при наличии обращений, в которых говорится о нарушении прав жильцов, либо о нарушении законов.

Представители прокуратуры имеют право изымать любые документы без предварительного уведомления.

Когда пора идти в суд

По результатам проверки в суд обращаются сотрудники прокуратуры с иском о возбуждении уголовного дела по факту хищения. Если нарушения являются неустранимыми – с иском о ликвидации ТСЖ.

Сами жильцы в суде могут обжаловать решения контролирующих или правоохранительных органов, вышестоящих организаций. Но основания у них должны быть вескими, чтобы суд действительно возбудил дело.

Что такое обследование через ТСЖ

Согласно Постановлению Госстроя от 23 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» УК обязана проводить плановый осмотр дома. Проверки проводятся 2 раза в год – весной и осенью.

В ходе осмотров изучается общее техническое состояние здания, выявляются дефекты и вырабатываются меры по устранению. Изучаются подвалы, цокольные этажи, лифты, межэтажные перегородки и так далее. По результатам составляются акты и доводятся до жильцов.

На основе таких осмотров составляется план ремонтных работ.

Существуют и более детальные обследования. Их проводят реже. Первый раз – через 2 года после введения дома в эксплуатацию, когда он еще находится на гарантии у застройщика. А потом раз в 10 лет. А при неблагоприятных условиях – не реже 1 раза в 5 лет.

Именно этой обязанностью ТСЖ пренебрегают чаще всего. А большинство жильцов и не знают о ней. Но проводить ее надо, потому что дома ветшают, крыши и фундамент действуют снег и движение грунта. В стенах могут появиться трещины. Иногда это приводит к плачевным результатам – обрушение дома.

Местные власти иногда сами проводят предварительные проверки.

Подобный случай был в Пермском крае. Тогда местная администрация, специалисты жилищной инспекции, Роспотребнадзора, прокуратуры осмотрели 909 зданий областного центра. Комиссии выявили 518 домов, которым было необходимо срочно провести инструментальное обследование.

Основная сложность таких обследований в цене. В зависимости от самого здания, а также региона, цена может достигать 300 тысяч рублей. И оплачивать должны сами собственники.

Поэтому проводились собрания жильцов, на которых объясняли, почему нужно провести инструментальное обследование их дома. А потом уже сами жильцы заключали договор с выбранной ими специализированной организацией.

Проверка хозяйственной деятельности ЖСК

Жилищно-строительный кооператив – некоммерческое объединение собственников жилья. Создается на добровольной основе с целью строительства многоквартирного дома и управления им.

Согласно статье 120 Жилищного кодекса РФ на общем собрании членов кооператива избирается ревизионная комиссия на срок не больше 3 лет. Члены комиссию выбирают председателя.

В комиссию не могут входить члены правления ЖСК.

Комиссия обязана 1 раз в год проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива. Правление ЖСК не имеет право препятствовать и обязано предоставить всю требуемую документацию.

Проверяются:

  • сметы доходов и расходов;
  • начисление платежей за услуги ЖКХ;
  • операции с материальными ценностями;
  • зарплата сотрудникам.

По итогам ревизии составляется акт. На общем собрании жильцов предоставляется итоговый отчет. Ведь именно ему комиссия подчиняется.

Финансовые права ЖСК

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 558
«Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством РФ» определяет основные права и обязанности ЖСК.

Обязанности:

  • содержание общедомового имущества в исправном состоянии;
  • контроль за соблюдением членами кооператива своих обязательств;
  • надзор за подрядными организациями при строительстве дома;
  • ревизия имущества;
  • контроль за своевременной оплатой собственниками жилых и нежилых помещений;
  • выполнение решений общего собрания жильцов.

Типовое положение о ревизионной комиссии в ЖСК

Типовое положение о ревизионной комиссии включает:

  • избрание членов комиссии;
  • срок деятельности и порядок прекращения полномочий;
  • функциональные обязанности и права;
  • особенности деятельности;
  • ведение проверок, основания для их проведения и отчетность;
  • обязательная документация комиссии.

Скачать образец типового положения можно по ⇐

Как проверить УК, с чего начать

Все жалобы на подобные компании можно разделить на незаконные действия и бездействие, которое может привести и уже привело к нарушению функционирования систем МКД.

Начать борьбу с недобросовестной организацией нужно с претензии начальству управляющей компании. Заявление пишется на имя ее руководителя. В нем подробно описываются все имеющиеся жалобы.

В течение месяца они обязаны ответить письменно.

Если организация не признает нарушения или просто не отвечают, это дает право обратиться в уполномоченные органы.

Аудит

Любой собственник может инициировать аудиторскую проверку. Основаниями аудита являются сомнения в добросовестном выполнении обязанностей по содержанию МКД, в завышении тарифов за коммунальные услуги, нецелевое использование финансов.

В заявлении на проведение аудиторской проверки указываются паспортные данные заявителей, адрес проживания, суть претензии.

Единственный нюанс, оплачивать аудит придется за свой счет. А услуга стоит от 20 до 70 тысяч.

Но результаты аудита, проведенного независимым экспертом, могут послужить основанием для обращения в контролирующие органы.

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы УК

Существуют общественные организации, которые курируют сферу ЖКХ. Какая организация может помочь в борьбе с управляющей компанией?

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы УК – это общественная организация. Она создана во многих регионах России. Например, в Москве, Санкт-Петербурге.

Цель – помогать гражданам в борьбе с незаконными действиями УК, просветительская работа, непосредственный контроль за организациями, осуществляющие управление многоквартирными домами.

Обращение в Жилинспекцию

Государственная жилищная инспекция является основным органом, контролирующим деятельность управляющих организаций.

Инспекторы проводят свои плановые проверки и работают с жалобами населения.

Подать заявление в данную организацию стоит при нарушении законов и нормативов в области жилищно-коммунального хозяйства.

Роспотребнадзор

Роспотребназор проверяет:

  • качество воды;
  • уровень шума в помещениях при работе вентиляции, лифта;
  • санитарное состояние общедомовых площадей;
  • уровень влажности.

Обращение в прокуратуру

Органы прокуратуры следят за соблюдением законности. Обращаться к ним можно как в случае нарушений со стороны УК, так и с жалобой на бездействие или неправомерные действия органов, куда уже отправляли свои претензии.

Суд

Суд является высшей инстанцией. Обращаться сюда стоит в самых серьезных случаях, если действия управляющей компании нанесли ущерб вам или всему дому.

Для того чтобы суд не отказался возбудить дело, нужно позаботиться о доказательной базе и правильно составить иск.

Какую форму управления домом выбрать решают сами собственники, они исходят из того, кто, по их мнению, принесет больше пользы. Правительством созданы службы на федеральном и местном уровнях, которые должны помогать гражданам в создании комфортных условий проживания.

Порой случается так, что представители ЖКХ затевают судебные разборки с нами - потребителями коммунальных услуг.

Предлагаю Вам ознакомиться с избыточными доводами для «вбрасывания» их в суд СРАЗУ после того как Вы получили определение судьи о принятии к производству и возбуждению гражданского дела по иску ООО (ЖКХ) о взыскании задолженности за якобы неуплату счетов за жилищные (вариант: жилищно-коммунальные, коммунальные и т.д.) услуги.

Процессуальные действия по принятию к разбирательству искового заявления в отсутствие каких-либо доказательств является подготовкой к вынесению заведомо неправосудного решения. Такие действия являются свидетельством необъективности судьи. В обоснование приведенного тезиса приводим доводы

1. О присвоении истцом полномочий государственного надзорного органа.

Иск подается не в защиту нарушенного права, а исключительно из-за нарушения (по мнению истца) обязанностей, возложенных на ответчика законом (ст. 309 ГК РФ, 153, 158 ЖК РФ). Такие иски вправе подавать уполномоченные и государственные органы, но ООО к таковым не относится.

2. О нарушении подсудности и подведомственности

С 1 июня 2016 года изменился порядок рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции в связи с вступлением в силу изменений в ГПК РФ, которыми установлен приказной порядок взыскания задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.122 ГПК РФ). Новое правовое регулирование исключает альтернативность.

Если раньше можно было выбирать между подачей иска и направлением заявления о выдаче судебного приказа, то теперь такого выбора процессуальное законодательство не допускает - согласно п. 2 ч. 1 ст.135 ГПК РФ если заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства, то исковое заявление возвращается истцу. Более того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 123 ГПК РФ в качестве суда первой инстанции для разбирательства такой категории дел определены мировые суды.

3. О нарушении подведомственности

В исковом заявлении в нарушение требований к форме и содержанию исковых заявлений как правило не указано, какие законные права организации нарушены. Поэтому приходиться гадать… Если нарушены имущественные права, охраняемые ЖК РФ, то надо представить доказательство, что данное юридическое лицо (истец) является субъектом жилищных прав , что оно "очеловечено" (ест, пьет, потребляет бытовые услуги).

Если же нарушены интересы предпринимательской структуры в экономических спорах, то в силу ст. 1, п. 1 ст. 2, ч.1 ст. 4 АПК РФ дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов исключительно в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве . В ином случае происходит втягивание судов в сферу обслуживания заведомо незаконных имущественных интересов коммерческой структуры .

4. О заведомо незаконных интересах

Существенно, что законодатель специально отграничивает законные интересы от незаконных - в ч. 1 ст.4 ГПК РФ указано: гражданское дело возбуждается по заявлению лица, выступающего в защиту только своих законных интересов. Законные интересы возникают у сторон, связанных правоотношениями. А если правоотношения сторон не урегулированы в соответствии с требованиями закона, то не могут возникнуть никаких нарушений обязательств по отношению к стороне, не могут ни в коей мере быть затронуты законные интересы стороны, не возникает оснований считать выставленные исковые требования законными до тех пор, пока отношения не будут урегулированы в установленном порядке.

5. О заведомо неправильном истолковании норм права

Мошеннические структуры, действующие в сфере ЖКХ, стараются придать некоторым нормам права, содержащим неопределенность, свое безграмотное истолкование. Так в абсолют возводятся содержащееся в ЖК РФ словосочетание относительно оплаты услуг до 10 числа и об обязанностях оплачивать коммунальные услуги. Но ссылка на ч. 1 ст. 153 ЖК РФ не заменяет договор управления, заключенный в порядке, предусмотренном ст. 162 ЖК РФ. А возникшая коллизия норм права легко устраняется обращением к основным началам жилищного и гражданского законодательства:

Согласно п. 1 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают «из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом»;

-согласно п. 1 ст.8 ГК РФ гражданские обязанности вытекают из договоров.

6. Прямое нарушение правил и стандартов

“Правила предоставления коммунальных услуг …”, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 года №354, в нескольких пунктах (п. п. 6; 8; 9) закрепляют порядок предоставления коммунальных услуг потребителям исключительно по возмездному договору , тогда как смысл ресурсоснабженческих договоров определен словами: для цели исполнения договора (управления). Согласно ст.37 Закона «О защите прав потребителей» «потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем » . В отсутствие договора порядок исполнения обязанностей считается не установленным , так что исполнить обязанность невозможно - известно из Римского права: «Невозможное не может вменяться в обязанность ».

Стандартами управления МКД (подпункт “д” пункта 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ №416), предусмотрено:
заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам коммунальной услуги соответствующего вида,
заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом

Согласно п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ. Если требования стандартов не исполняются – это значит, что деятельность по управлению домом не осуществляется .

7. Прямое противодействие позиции Верховного Суда РФ

Требование истца о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг основано на предусмотренной ч. 1 ст. 153 ЖК РФ обязанности граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако в обзоре Президиума Верховного Суда РФ N 2 (2015) разъяснено, что обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, указанная в ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, возникает у собственников помещений не в силу закона, а исключительно в силу договора управления многоквартирным домом, заключаемого в письменной форме (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Таким образом обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя, арендатора, собственника жилого помещения ВОЗНИКАЕТ В СИЛУ договора найма (например, социального найма), договора аренды жилого помещения, ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме (ч. 1 ст. 63, ч. 3 ст. 91.1, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 674 ГК РФ) (см.Консультант).

Если договора управления заключено не было, то не возникла обязанность вносить плату за жилое помещение, следовательно, задолженность возникнуть не может.

8. Незаконная предпринимательская деятельность

С 01.01.2017 г. утратили силу коды ОКВЭД, присвоенные ранее 11 июля 2016 года, в частности, код 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда". Теперь действует код 68.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе". При отсутствии установленных правоотношений деятельность собирателя платежей в сфере ЖКХ становится абсолютно незаконной

9. Как надлежит разрешать спор в отсутствии договора?

Если между истцом и ответчиком договора не заключалось, а следовательно, не возникло оснований для разрешения спора в рамках жилищного законодательства, то спор в части оплаты якобы предоставленных услуг должен разрешаться в порядке, предусмотренном параграфом 50 ГК РФ. Таким образом, при неодобрении действий ООО, не возникает обязанности оплачивать столько, сколько пожелает эта организация. Сверх того, при изложенных выше обстоятельствах суммы в квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг рассматриваются ответчиком как произвольные и установленные в одностороннем порядке. В выставлении подобного рода необоснованных платежей в судебном порядке усматриваются попытки вовлечь государство в соучастие в уголовных преступлениях, предусмотренных ст ст. 163, 330, 171 УК РФ (вымогательство, самоуправство и незаконное предпринимательство)

10. Исковые требования не подлежат рассмотрению из-за просрочки кредитора

Согласно ч. 1 ст.406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он … не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами …, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. До тех пор, пока истец не устранит просрочку кредитора в виде заключения возмездного договора, потребитель услуг не считается должником. Поэтому использованные в исковом материале понятий и выражений, производных от таких слов как "должник" или "задолженность" воспринимается как психологическое понуждение к исполнению незаконных материальных притязаний. В выставлении подобного рода необоснованных платежей в судебном порядке усматриваются попытки вовлечь государство в соучастие в уголовных преступлениях, предусмотренных ст ст. 163, 330, 171 УК РФ (вымогательство, самоуправство и незаконное предпринимательство)

11. О сознательном выборе истцом рискованной стратегии предпринимательской деятельности

Согласно ч. 2 ст.1 ЖК РФ граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора. Истец и ответчик являются субъектами гражданского права. Если они желают получить гражданско-правовые последствия, они заключают сделку. Сделки заключаются в форме договора. Жилищное законодательство предписывает заключение договора в письменном виде (ст. 162 ЖК РФ). При этом в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ обязанность по заключению договора возложена не на потребителя, а на организацию. Отказ организации от заключения договора при наличии возможности предоставить потребителю услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.

В отношении организаций, предоставляющих услуги, в т.ч. ЖКХ, должны применяться положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ "Заключение договора в обязательном порядке" . Полное игнорирование диспозитивных требований закона указывает на то, что истец сознательно шел на риск, тогда как закон не защищает предпринимателя от риска потерь. В этом особенность рыночной экономики. На что рассчитывал податель искового заявления? На то, что суд не сможет разобраться в действующем законодательстве? Или на то, что суд пойдет на сознательное нарушение действующего законодательства, рассмотрит не подлежащее рассмотрению заявление и вынесет заведомо неправосудное решение?

В связи с возникшей угрозой втягивания суда в качестве соучастника уголовно наказуемого деяния ответчику стоить ЗАЯВИТЬ РЕШИТЕЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ против разбирательства настоящего иска. Сам факт принятия искового заявления к рассмотрению воспринимается как недопустимая судебная ошибка, исправить которую может только самоотвод судьи. Поскольку возникли неустранимые сомнения в объективности и беспристрастности судьи, на основании п. 3 ч. 1 ст. 16 ГПК РФ стоить попросить судью взять самоотвод, а случае отказа - ЗАЯВИТЬ ОТВОД.


Решения судов, основанные на применении нормы статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ст. 165 ЖК РФ. Создание условий для управления многоквартирными домами

Судебная практика

    Решение № 2-3208/2019 2-3208/2019~М-2690/2019 М-2690/2019 от 30 августа 2019 г. по делу № 2-3208/2019

    Киевский районный суд г. Симферополя (Республика Крым) - Гражданские и административные

    Власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в...

    Решение № 12-537/2019 от 28 августа 2019 г. по делу № 12-537/2019

    Октябрьский районный суд г. Самары (Самарская область) - Административные правонарушения

    Выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. На основании п. 1 ч. 1 ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм. Постановлением Правительства...

    Решение № 2-3633/2019 2-3633/2019~М-2512/2019 М-2512/2019 от 26 августа 2019 г. по делу № 2-3633/2019

    Домом, расположенным по адресу: , и является в силу п. 2 ст. 2 Закона № 209-ФЗ поставщиком информации, предусмотренной Федеральным законом. Пунктом 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего...

    Решение № 12-796/2019 от 22 августа 2019 г. по делу № 12-796/2019

    Дзержинский районный суд г. Волгограда (Волгоградская область) - Административные правонарушения

    Коммунального хозяйства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. На основании части 4 статьи 165 Жилищного кодекса РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений...

    Постановление № 4А-1085/2019 от 21 августа 2019 г. по делу № 4А-1085/2019

    Пермский краевой суд (Пермский край) - Административные правонарушения

    Жилищно-коммунального хозяйства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Согласно ч.4 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту...

    Решение № 2-1-4154/2019 2-4154/2019 2-4154/2019~М-3768/2019 М-3768/2019 от 21 августа 2019 г. по делу № 2-1-4154/2019

    Энгельсский районный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные

    И пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским...

    Решение № 2-3701/2019 2-3701/2019~М-2601/2019 М-2601/2019 от 21 августа 2019 г. по делу № 2-3701/2019

    Ленинский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) - Гражданские и административные

    По адресу: отделением почтовой связи адресату не доставлена и возвращена в суд с указанием причины возврата - истек срока хранения. В силу положений ст. 165 . 1 ГК РФ риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с неполучением почтовой корреспонденции, несет адресат. Суд признает причину неявки представителя ответчика неуважительной и, с согласия истца, полагает возможным...

    Решение № 12-1372/2019 от 21 августа 2019 г. по делу № 12-1372/2019

    Вологодский городской суд (Вологодская область) - Административные правонарушения

    Системе жилищно-коммунального хозяйства») размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, не размещена информация в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 6, ст. 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ, п. 2.1, ...

  • ...правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом. В силу положений ч.4 ст. 165 Жилищного кодекса РФ следует, что организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества...


Copyright © 2024 Информационно-справочная система.