Падеж и склонение имен существительных. Cклонение существительных в русском языке: правила и примеры Имена существительные 1 и 2 склонения

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

Категория падежа

Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Предложный

О ком? О чем?

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
  • принадлежность: мамина обув ь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
  • отношения определения: красота полей .

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Провокаци-я

Родительный

Провокаци-и

Дательный

Провокаци-и

Винительный

Провокаци-ю

Творительный

Провокаци-ей

Предложный

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

Второе склонение

Мужской род

Средний род

Твердый тип

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

Третье склонение

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Кастрюли

Родительный

Кастрюль

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Винительный

Кастрюли

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремена

Родительный

стремени

Дательный

стремени

стременам

Винительный

стремена

Творительный

стременем

стременами

Предложный

о стремени

о стременах

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

Открытый урок по русскому языку

Учитель начальных классов КГУ «Школа-лицей № 20 г.Темиртау» Ашутова Т.А.

Класс: 3 «А»

Тема: Склонение имен существительных по падежам.

Цель: содействовать закреплению склонения имен существительных по падежам, как изменением формы слова; Задачи:

1. Формировать умение склонять имена существительные в ед. ч.; 2. Развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умения употреблять существительные в нужном падеже; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь, пополнять словарный запас;

3. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы;
4. Воспитывать культуру общения, любовь к родному языку.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки с текстом, тестовые задания

Ход урока:

Ι. Организационный момент. ΙΙ. Психологический настрой.
Последнее слово каждой фразы говорим вместе:

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и все…(видят)

-Ушки внимательно слушают и все …(слышат)

- Ну, а головушка хорошо…(думает)
ΙΙΙ. Вступительное слово учителя:
-Сегодня ребята, у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Урок у нас необычный.
Да, ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Выясним, кто в классе лучший знаток русского языка? Кто лучше усвоил тему?
А вот какую тему?

- Надо, братцы, разобраться и скорей за дело взяться!

IV . Минутка чистописания. Слайд

Необходимо определить, какую букву будем прописывать.

Что есть в яблоке и сливе, но нет в саду. Что есть в луке и салате, нет в огороде. Что это?

лЛллЛ

ЛлЛЛл

лейка ландыш листопад лохматый лягушка ладошкой

Найдите лишнее слово. Почему?

Кто догадался, над какой темой будем работать?

Сегодня вам предстоит вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные, что называется склонением, как склоняются имена существительные. Повторим всё, что узнали о падежах, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.

V . Словарная работа. Слайд

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркни лишнее слово. Докажите.
1вар. Х…зяйство, д…р…га, л…пата, ко….ектив. Под…езд, с…ёмка, в…юга, об…явление.

2вар. Вет…р, д…ждинка, ж…стянка, дн…вник. Па..ажир, ка… а, п…года, су..ота.

Что объединяет все слова?
- Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечают имена существительные? Как изменяются имена существительные?
VI . Закрепление пройденного материала. Наблюдение за изменением имен существительных по падежам.

1. Работа с текстом Карточки

Почему у каждого падежа два вопроса? (один одушевленный, другой неодушевленный)
Перед вами карточки с текстом, нужно списать предложения, найти главные члены предложения, определить падеж имен существительных.

Праздник леса.

Школа объявила праздник леса. В субботу ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу от снега.
- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?

Взаимопроверка. Слайд

Физминутка

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ (ходьба на месте)

Мы хлопаем руками.

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)

Качаем головой (наклоны головы влево, вправо).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки разведем (руки в стороны)

Мы руки опускаем (руки вниз).

И побежим кругом (бег на месте).

Успокоились и тихо сели. 2. Творческая работа в группах.

Продолжаем работать.

Ребята, попробуйте догадаться по описанию, кто это?
Снежный, а не человек

Могучий, но не лев.

Величественный как орел,

Даже иногда с крыльями на спине.

Ведь он в ответе за республику свою.

Снежный барс
- Посмотрите на рисунок, кто на нем изображен?
. Слайд
- А что вы знаете о снежном барсе?
- Сейчас, ребята, я предлагаю выполнить творческую работу.

По данным словосочетаниям составьте небольшой рассказ, используйте данные существительные с другими частями речи в различных падежах.

Вышел на охоту Высоко в горах
Слайд
Ловкое животное Вершины гор

Суровая зима Белый снег

Зверь сильный Ничего не страшно

Слушание текстов
3. Обобщение по теме:
- Из ваших творческих работ мы узнали о снежном барсе, как о животном - великом, могучем, ловким.

-А сейчас послушайте мой рассказ о снежном барсе:

Снежный барс считается символом республики Казахстан.

Без барса невозможно представить наши просторы.

Барсу многие поэты посвящали стихи.

Барса народ воспел в песнях.

Народ Казахстана гордится барсом.

- Что нового еще вы узнали о барсе?

(мы узнали о том, что снежный барс является символом нашей республики)

- Обратите внимание, как менялось слово « барс» в тексте.

(изменялось окончание)

- Для чего оно менялось?

(для связи слов в предложении)

- Как называется такое изменение окончания?

(изменение по падежам или склонение)

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их вместе с вопросами «цепочкой»
- Чтобы определить падеж существительного, что нужно сделать?

(найти слово, с которым оно связано, поставить от него вопрос, по вопросу определить падеж)
4. Самостоятельная работа
- Просклоняйте письменно слово « барс».

Что значит просклонять?

5. Индивидуальная работа

В завершении нашего урока я хочу проверить, как хорошо вы усвоили данную тему. Перед вами лежат карточки, они подписаны, вам необходимо выполнить задание.

1 карточка

В полдень дождь перестал, И, что белый пушок , На осеннюю грязь Начал падать снежок . 2 карточка.
- Определить падеж выделенных существительных.
Подчеркнуть орфограммы.
Ночь прошла. Рассвело, Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река . 3 карточка.
- Определить падеж выделенных существительных.
Разобрать предложение по членам предложения.
На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём . VІІ. Итог урока.

Замечательно, ребята!
- Вы справились с заданиями, ваши ответы подтверждают, что тему усвоили.

- Над повторением какой темы мы трудились весь урок?

(склонение существительных)

- И кто же в нашем классе по праву может считаться знатоком?
Выставление оценок.

VIII . Домашнее задание Страница 92, упражнение 202. Слайд
- Прочитайте задание упражнения, у кого есть вопросы по выполнению этого задания?
Закончить наш урок я хотела бы такими словами:

Говорить умеют все люди на Земле!

Они говорят на разных языках, но у всех языков главная задача - помогать людям, понимать друг друга.

Выражать мысли при общении.

Не всегда легко выразить свою мысль ясно и четко.

Этому надо учиться!

Поэтому не ленитесь думать, отвечать, рассуждать и доказывать!
ВЫ СЕГОДНЯ, МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК! Слайд

КГУ «Школа-лицей № 20 г.Темиртау»

Открытый урок

по русскому языку в 3 классе

на тему: «Склонение имен существительных по падежам»

Учитель начальных классов Ашутова Т.А.

г. Темиртау, 2014 г.

Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам.

Склонение - совокупность изменчивых форм (флексий) имён (существительных, прилагательных, числительных, местоимений) по числам, родам и падежам.

Типом склонения (или просто склонением) называется категория имени - определённый грамматический тип изменчивости, такой, что у слов одного типа склонения формы изменения одинаковы или подобны.

Формы склонения определяются как семантической ролью, так и формой управляющего члена предложения. Семантическая роль может управлять падежом и числом, и тогда склонение является смысловым элементом языка. Например: кот гуляет - слово кот находится в именительном падеже, единственном числе и значит, что один кот совершает действие; коты гуляют - уже множественное число, значит котов несколько; кота кормят - кот находится в винительном падеже, следовательно действие совершается над котом.

Склонение (калька с лат. declinatio, «отклонение» от основной формы слова) - словоизменение именных частей речи (существительных, прилагательных, местоимений, числительных). Обычно под термином «склонение» подразумевается словоизменение по грамматическим категориям числа и падежа.

Слово «склонение» употребляется также в значении «определённый тип парадигмы склонения». Говорят о типах склонения отдельных частей речи (например, в русском языке выделяют субстантивное - склонение существительных, адъективное - склонение прилагательных и местоименное склонения) и отдельных групп слов в пределах одной части речи. Так, традиционно в русском субстантивном склонении выделяются I (голова - головы), II (стол - стола) и III (тетрадь - тетради) типы склонения, а также особые случаи: несклоняемые слова (у которых совпадают все формы в обоих числах: метро, кенгуру, беж и т. п.) несколько слов с -ен- в косвенных падежах (время - времени), два слова с -ер- в косвенных падежах (мать - матери, дочь - дочери), особое склонение Христос - Христа и т. п. Предлагались и другие, более экономные способы классификации русских словоизменительных парадигм, так, А. А. Зализняк объединяет традиционные I и II склонения в «I субстантивный тип склонения» с окончаниями, различающимися в зависимости от морфологического рода.

1-е склонение - все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на -а или -я (книга, мама, папа, биология, физика, математика, информатика).
У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание -е, например: к папе, о книге. Но если существительное оканчивается на -ия, то в этих же падежах пишется окончание -и, например: к химии, о биологии. При написании окончаний имен собственных на -ия необходимо придерживаться того же правила, например: к Ксении, об Италии:

2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (мак, пень, клоп, склон, биополе, стекло).
Во втором склонении существительных форма винительного падежа в большинстве случаев совпадает с формой именительного падежа (стекло, биополе) или родительного падежа (склон, пень).
У существительных единственного числа 2-го склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание -е, например: о биополе, о стекле. Но если существительное оканчивается на -ий или -ие, то в том же падеже пишется окончание -и, например: о сознании, о доверии, о различии:

3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань).
В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.
После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: тишь, дочь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: раж, калач, малыш.

Дата публикации: 09.06.2011 09:31 UTC

Теги: :: :: :: :: ::

Склонение имён существительных

Склонение — это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .

В российском языке

  • два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );
  • 6 падежей (по школьной программке).
  • Вопросы падежей

    Именительный

    Родительный

    кого? чего?

    Дательный

    кому? чему?

    Винительный

    кого? что?

    Творительный

    Предложный

    о ком? о чём?

    Как найти падеж имён существительных (и других именных частей речи) ?

    Чтоб найти падеж имени существительного, необходимо задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?) о маме , нет (чего?) дождя .

  • Потом нужно, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), поглядеть, какому падежу соответствует данный вопрос: думаю (о ком? ) о маме — предложный падеж; нет (чего? ) дождя — родительный падеж.
  • Примечания:

    Каждому падежу соответствуют два вопроса (1-ый — для одушевлённых существительных, 2-ой — для неодушевлённых).

  • Наименования падежей и падежные вопросы следует заучить, так как умение определять падеж — одно из важных базисных умений для изучающих российский язык.
  • Как найти склонение имён существительных?

    Все существительные есть возможность поделить на семь групп, у каких будут однообразные окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е. существует семь типов склонения существительных :

    1-е склонение

    Существительные дамского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я

    весна , земля , линия , дядя , властелина , грязнуля

    2-е склонение

    Существительные мужского рода с нулевым окончанием

    домО , крайО , мячО , планетарийО

    Все существительные с окончаниями -о, -е

    окно , поле , подозрение — с.р.; волчище , подмастерь е — м.р.

    3-е склонение

    Существительные дамского рода с нулевым окончанием

    мамаО , дочьО , ночьО , степьО

    Разносклоняемые существительные (имеют окончания различных склонений)

    10 существительных среднего рода на -мя (окончание -я);

    существительные путь, дитя

    время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя — устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дитя

    Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так именуемые субстантивированные существительные)

    Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую

    рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое

    Немного существительных , склоняющихся по местоимённому типу

    Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую или склоняющиеся, как местоимения

    ничья, кабельтов (единица измерения)

    Неизменяемые существительные

    Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту)

    ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.); пальто, кофе, радио, кино

  • Чтоб найти склонение имени существительного, его нужно поставить в исходную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и найти, к какому типу склонения из 7 вышеназванных это существительное относится.
  • В том случае существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения: сани, штаны, ножницы .
  • Примечания:

    Существительное человек имеет различные корешки в единственном и множественном числе (человек — люди ), потому имеет различные типы склонения в единственном и множественном числе:

    человек (единственное число) склоняется как существительное 2-го склонения;
    люди (множественное число) склоняется как существительное 3-го склонения.

  • Большая часть существительных распределяются по первым трём типам склонения.
  • Типы склонения следует заучить, так как умение определять склонение — одно из базисных умений для изучающих российский язык.
  • См. Морфологические нормы. Особенности склонения существительных.

    Эталоны склонения имён существительных

    1-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Матерью(-ою)

    Няней(-ею)

    Арией(-ею)

    2-е склонение. Мужской род

    Единственное число

    Множественное число

    Жеребцов

    Жеребцам

    Жеребцов

    Жеребцами

    О жеребце

    О жеребцах

    2-е склонение. Средний род

    Единственное число

    Множественное число

    Строения

    Строения

    Построек

    Строения

    Зданиями

    О зданиях

    3-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Разносклоняемые существительные

    Единственное число

    Множественное число

    Временам

    Временем

    Периодически

    Способами

    О времени

    О временах

    Субстантивированные существительные (мужской, дамский и средний род)

    Единственное число

    Множественное число

    Дежурный

    Столовая

    Животное

    Дежурные

    Столовые

    Животные

    Дежурного

    Столовой

    Животного

    Дежурных

    Столовых

    Животных

    Дежурному

    Столовой

    Животным

    Дежурным

    Столовым

    Животным

    Дежурного

    Столовую

    Животное

    Дежурных

    Столовые

    Животных

    Дежурным

    Столовой

    Животным

    Дежурными

    Столовыми

    Животными

    О дежурном

    О столовой

    О животном

    О дежурных

    О столовых

    О животных

    Упражнения к теме «Склонение имён существительных »

    Упражнение 1. Обусловьте склонение существительных.

    Супруга, дитя, книжка, бедолага, сирота, злюка, время, дедушка, воин, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, штаны, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы, гусак, гусыня, родитель, доктор, директор, письмо, подмастерье, лошадка, жеребец, голосище, кость, гость, ножик, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, день, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, кутила, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое, сани.

    Упражнение 2. Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений.

    1) Эскимо, конфета, безе, леденец;

    2) полюшко, окно, радио, кресло;

    3) сирота, знамя, акция, Дон;

    4) имя, пирожное, лото, амплуа.

    Упражнение 3. В каком ряду все выделенные слова — существительные в форме вини-тельного падежа?

    1) Остаться у ворот , положить в корзину , звено цепи , впереди лес ;

    2) труд крестьянина , испить чаю , книжка друга , служба родине ;

    3) серёжка в ухе , живут братья , вижу в стороне , капитаны команд ;

    4) люблю Воронеж , читали романы , погладить лисёнка , прыгнет на сту-пеньку .

    Упражнение 4. В каком ряду все слова — существительные 1-го склонения?

    1) Умница, птица, знамя, мама;

    2) силища, вишня, парнишка, воевода;

    3) дочь, дочка, мышь, мышка;

    4) мания, Коля, Николай, полюшко.

    Источники:

  • Глава «Род, число, падеж и склонение имён существительных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Склонение имён существительных» на веб-сайте morpher.ru
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое имя существительное?
  • Какие существительные имеют параллельные формы мужского и дамского рода?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Как меняется имя существительное?
  • Какие есть разряды имён существительных?
  • Какие существительные употребляются исключительно в единственном либо только во множественном числе?
  • Каковы орфоэпические нормы постановки ударения в именах существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Каковы особенности собственных имён существительных?
  • Какова синтаксическая роль имени существительного?
  • Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
  • Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru

      Как склоняются существительные 1-го склонения?

      Склонение имён существительных Склонение — это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам. В российском языке два числа: единственное (окно, парта) и множественное (окна, парты); 6 падежей (по школьной программке). Падеж Вопросы падежей Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о...

    Класс: 4

    Презентация к уроку





















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
    • Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
    • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
    • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

    Оборудование:

    • презентация к уроку,
    • блоки обратной связи,
    • карточки с разноуровневыми заданиями.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

    2. Проверка домашней работы.

    3. Оформление рабочей записи.

    Откройте тетради, запишите число, "классная работа".

    4. Минутка чистописания. (На доске)

    Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

    (Строчные буквы в, л, т, д)

    Назовите соединения.

    (Нижнее, верхнее, нижнее)

    Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

    (л - непарная согласная, т - обозначает глухой звук)

    5. Словарная работа.

    Переходим к повторению словарных слов.

    5.1. Устная работа.

    Покажите с помощью блоков обратной связи пропущенную букву.

    • д:орога
    • л:сица
    • г:зета
    • х:зяйство
    • л:пата

    5.2. Письменная работа.

    Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

    1. Приём пищи в середине дня.

    2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

    3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

    4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

    5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

    Взаимопроверка.

    • "5" - нет ошибок
    • "4" - 1 ошибка
    • "3" - 2 ошибки
    • "2" - 3 и более ошибок

    Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

    Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

    6. Сообщение цели урока.

    Какой частью речи являются записанные слова?

    (Имя существительное)

    Найдите имена существительные в предложении.

    Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

    (Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

    Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.

    (Дательный падеж)

    Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

    Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

    7. Работа по теме урока.

    Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

    Прочитайте слова, найдите общее.

    (Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

    Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

    Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

    (Вода, земля)

    Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

    (Юра, Витя)

    Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

    (Стол, конь)

    Выделите в них окончания.

    Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

    (Окно, море)

    Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

    (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

    По каким признакам мы сгруппировали существительные?

    (По роду и окончанию)

    С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

    Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

    Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

    Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

    К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

    8. Работа с правилом.

    Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

    Кто попробует рассказать правило наизусть?

    9. Упражнение в определении склонения имен существительных.

    Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

    10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

    Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

    Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

    Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

    1. Определить род.
    2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
    3. По роду и по окончанию определить склонение.

    Образец рассуждения.

    Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

    11. Физминутка.

    Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.

    Кто ни в жару, ни в стужу
    Не снимает шубу?
    (Баран)

    Кто на ветке шишки грыз,
    И бросал объедки вниз?
    (Белка)

    В поле лестница лежит,
    Дом по лестнице бежит.
    (Поезд)

    Закружу, заверчу,
    В небеса улечу.
    (Вертолёт)

    Ящик на коленях пляшет -
    То поёт, то горько плачет.
    (Гармонь)

    Никого не обижает,
    А её все толкают.
    (Дверь)

    Много рук, а нога одна.
    (Дерево)

    Колюч, да не ёж.
    (Ёрш)

    Шесть ног без копыт,
    Летит - жужжит,
    Упадёт - землю роет.
    (Жук)

    По земле ползёт,
    А к себе не подпускает.
    (Змея)

    Закутан ребёнок в сто пелёнок.
    (Капуста)

    Над домами и дорожками
    Висит кусок лепёшки.
    (Луна)

    12. Работа с учебником.

    Прочитайте задание к упражнению.

    (Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

    Какие задания мы должны выполнить?

    (Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

    Работа с комментированием.

    Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

    13. Разноуровневая самостоятельная работа.

    Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

    Уровень 1.

    Спиши существительные. Укажи склонение.

    Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

    Уровень 2.

    Выпиши существительные 3 склонения.

    Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

    Уровень 3.

    Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

    Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

    Проверка.

    14. Итог урока.

    Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

    (Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

    С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

    (Чтобы правильно писать окончание существительного)

    Это мы изучим на следующих уроках.

    Список используемых ресурсов.

    1. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
    2. www.wikikurgan.orbitel.ru
    3. festival.1september.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
    4. Я.Ш. Гараева "Поурочные разработки по русскому языку" - Москва; "Вако" - 2007 г.
    5. Т.Г. Рамзаева учебник "Русский язык" 4 класс - Москва "Дрофа"
    

    Copyright © 2024 Информационно-справочная система.