Правовая система общества. Понятие, элементы. Правовая система общества: понятие и структура. Национально-правовая система и правовая семья Правовая система общества понятие и виды

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования », «система права », «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

Противоречия и закономерности развития правовой системы

Естественно-правовая сторона (часть) правовой системы отражает истоки права как неотъемлемого качества человеческого бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная природой и человеческим общением, которая необходима для нормального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей:

  • право на жизнь, собственность , личную независимость, счастье;
  • обязанность не покушаться на жизнь, собственность, свободу другого человека.

Государственно-правовое начало правовой системы характеризует три основных момента:

а) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство;

б) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативно-правовых актах ;

в) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию.

Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного порядка, предопределяющее все другие аналогичные явления. Его разрешение зависит от уровня развития экономики , политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и точно учтены законодателем (государством) естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической.

К внутренним следует отнести и противоречия между объективными субъективным правом , между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом , между структурными элементами и компонентами правовой системы.

В качестве основного систематизирующего внешнего противоречия выступает противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Ф. Энгельс подчеркивал, что ход правового развития «состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия». В общественной жизни, отмечал Г.В. Плеханов, «всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных общественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, и тогда оно уничтожается».

Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Например, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников.

В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства, тенденциями общеполитического развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Конституирование этой закономерности связано с характеристиками права как меры свободы, гарантии социальной справедливости. Реализация ее зависит от осуществления таких взаимосвязанных и взаимодействующих тенденций, как: повышение степени выраженности в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права ; усиление роли правового регулирования ; перенос центра тяжести в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение методов убеждения, мер профилактики, позитивного стимулирования. Данная закономерность носит общеисторический характер, однако проявляется неодинаково в различных общественных системах и на разных этапах их развития. В одних странах она действует последовательно, с нарастающей силой (Швейцария, Голландия, США), в других этот процесс развивается скачкообразно (Россия, Германия, Испания).

Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм.

Кратко данный механизм можно представить следующим образом: новые или изменившиеся фактические отношения, требующие правового оформления правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов) оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики , подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта) изучение эффективности действия акта внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру правотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов.

Важное значение для правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструирования норм, институтов, системы в целом.

Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества

Здесь на первый план выходят следующие моменты.

1. Социальное значение конкретной правовой системы зависит прежде всего от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно-правовыми и государственно-правовыми началами. То общество , которое смогло создать благоприятные (демократические) условия для последовательного и успешного разрешения этого противоречия, испытывает благотворное влияние правовой системы в деле утверждения общечеловеческих ценностей и идеалов. А с учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основание утверждать: правовые явления в своей совокупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества .

2. Важное значение для нормального функционирования общества в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов и идеалов, свободного развития личности имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах . Это придает гражданам и общественным структурам качество правовой защищенности, уверенности в беспрепятственном и полном осуществлении своих прав и свобод, несении обязанностей.

3. Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Причем если при административно-командных, авторитарных режимах государство , используя право как орудие принуждения и идеологическое прикрытие, пытается проникнуть во все поры общественной жизни и подчинить ее своему влиянию, обеспечивая таким образом целостность оощества, то развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для единения общественного организма на добровольных, гуманистических началах.

4. Правовая система аккумулирует в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные, позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Даже наиболее жестокие тоталитарные режимы, появляющиеся в силу разных причин на исторической сцене, вынуждены считаться с этим и помимо прямых ограничений, закрепленных в законе , декларируют общесоциальные правовые ценности. Природа всего правового в том и состоит, чтобы нормативно обобщить и гарантировать доминирующие начала человеческой цивилизации - свободу человека , упорядоченность и справедливость социальных отношений, стабильность общества.

5. Правовая система, благодаря своим внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.

6. Весьма важное общественное значение имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт культурного развития, сохраняет его, выступая в роли консерванта. С другой - в силу своей специфики она вырабатывает собственные культурные ценности (логически выверенные правовые конструкции, четкую терминологию, емкий и лаконичный язык и др.), которые становятся достоянием всего общества. Освященные нравственно-гуманистическими идеями правды и справедливости, правовые ценности органично вписываются в человеческое бытие, выступая важной частью межчеловеческих отношений.

Учёные давно доказали тот факт, что человек является прежде всего социальным существом. Это означает - все люди могут существовать исключительно в среде, где присутствуют им подобные. В данном случае большую роль играет общение и психологический контакт. Представленная особенность существует из-за одного ключевого фактора, которым люди обладают в силу своего физиологического отличия. Этим фактором является сознание. Благодаря ему каждый из нас может думать и принимать решения, решать сложные задачи и т. п. Но постоянный социальный диалог в человеческой среде вызывает потребность в регулировании возникающих общественных отношений.

На протяжении многих столетий люди пытались найти максимально эффективный способ их регулирования. В процессе этих поисков было найдено множество решений, начиная от насилия и заканчивая народными собраниями. Проблема заключалась в том, что все подобные решения не были достаточно эффективными. Однако ответ все же был найден. На сегодняшний день нет лучшего отношений, чем право. Развитость этого социального явления настолько велика, что право стало основой целых структур, одной из которых является правовая система. В бытует множество мнений и теоретических наработок по этой теме. В статье мы попытаемся проанализировать, а также предоставить понятие правовых систем, дать характеристику их структурам.

Что такое правовая система?

Нужно заметить, что понятие правовых систем варьируется в зависимости от научного подхода и принципов конкретной юридической школы. Вдобавок к этому большое значение имеют правовые особенности конкретного государства. Но в данной статье мы будем основываться на информации отечественной школы теории государства и права. На сегодняшний день общее понятие правовой системы гласит, что это структура, присущая каждому конкретному государству и состоящая из трёх элементов: системы права, права реализации, правовой культуры. Представленное понятие является наиболее «классическим», если можно так утверждать. В иных государствах понимание этой структуры может видоизменяться из-за правовых особенностей самой страны. В данной статье мы для примера охарактеризуем структуру и понятие российской правовой системы.

Путаница терминов

Очень часто понятия "правовая система" и "система права" путают. В этом случае нужно быть предельно внимательным. Невзирая на то, что термины идентичны, с логической точки зрения их смысл в юридической области знаний абсолютно противоположный. Чтобы дифференцировать их, нужно понимать: является лишь одним из элементов правовой системы. Путаница также возникает, когда анализируется понятие правовой системы и правовой семьи. Об особенностях данных структур будет рассказано далее в статье. Но следует оговориться, что правовые семьи - это структуры, элементами которых являются национальные правовые системы тех или иных государств. Таким образом, для преодоления непонимания того или иного термина нужно знать, какой смысл он несёт в науке.

Понятие правовой системы общества - три подхода теоретического осмысления

Правовая система, понятие, характеристика которой будут представлены в этой статье далее, совершенно по-разному осмысливается различными учеными в отечественной школе теории государства и права. Существует всего три основных подхода, а именно:

1. Приверженцы первого подхода утверждают, что правовая система общества, понятие и структура которой представлены в данной статье, является совокупностью всех без исключения актов государственного нормотворчества. Иными словами, рассматривается исключительно форма выражения и закрепления норм. Тут большое значение играет иерархичность нормативных актов и их юридическая сила.

2. Второй подход характеризует правовую систему не только через призму позитивного права, но также и через некоторые сопутствующие элементы юридической действительности. Как правило, к числу сопутствующих элементов относится правовая идеология и судебная практика. На просторах Российской Федерации этот подход не нашёл большой поддержки.

3. Третий можно назвать наиболее стандартным. Согласно ему, все правовое поле государства входит в понятие правовой системы. Основные правовые системы при этом являются, по сути, ключевыми признаками государства. Таким образом, любые юридические элементы прямо относятся к правовой системе.

Из чего следует вывод. Наличие стольких теорий свидетельствует о том, что учёные все еще пытаются разработать наиболее стандартное понятие правовых систем.

Элементы

Понятие и систем полностью зависят от их структурных элементов. Существует множество научных подходов к пониманию структуры той или иной юридической структуры. Однако, как правило, выделяют три основных элемента, которые присутствуют абсолютно во всех системах. К ним относятся: система права, правовая культура и реализация права. Каждый из представленных элементов несёт собственный эффект на общественные отношения, другими словами, они по-своему регулируют все социальные процессы. Помимо этого, следует отметить, что все элементы, в свою очередь, также являются структурированными.

Понятие системы права

Ранее мы указали, что правовая система общества, понятие и структура которой представляется в этой статье, сильно зависит и даже в некоторых случаях путается с понятием «система права». Следует помнить, что последняя - это один из структурных элементов национальной юридической системы. Помимо этого, данный элемент отображает внутреннее строение права вообще. Другими словами, система права - это юридическая иерархия существующих норм. Но не следует путать эту иерархию с системой нормативных актов. Потому что НПА - это позитивное право, а для системы права имеют значение все нормы и обычаи, санкционированные государственной властью. Таким образом, правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, характеризуется внутренним строением элементов правореализации, а именно - системой права.

Структура системы права

Следует отметить, что система права является структурой из взаимодополняющих друг друга элементов. То есть её анализ идёт «сверху», от наиболее значимых или же больших структур, до самых маленьких элементов. Анализ системы легко проводить потому, что практически в любом государстве она одинакова. Таким образом, выделяют следующие элементы: отрасль права, институт и норма права.

1. Если брать во внимание систему права Российской Федерации, то тут отрасли права представляют собой совокупность правовых норм и институтов, которые объединены общим предметом регулирования. Иными словами, отраслями регулируются однородные общественные отношения. Примером отрасли права являются гражданское, уголовное, жилищное, семейное право и т. п.

2. Институты права - это составляющие элементы отраслей. Но они, в свою очередь, состоят из похожих правовых норм. Потребность в институтах возникает в тех случаях, когда какое-либо общественное явление регулируется большим количеством норм. Отличным примером института можно назвать брачный договор в семейном праве.

3. Норма права является самым «маленьким» элементом системы права. Однако данный факт не умаляет его значение. В нормах права прописан сам предмет правового регулирования.

Правовая культура общества

Понятие правовых систем, а точнее, структура этой категории, включает в себя такой элемент, как правовая культура общества. Следует отметить, что это одна из главных структурных составляющих любой страны и, в частности, Российской Федерации. Правовая культура прежде всего свидетельствует о развитости населения и его отношения к праву в целом. Это проявляется в степени правопорядка и законности. Ведь правовая культура проявляется в конкретных поведенческих признаках. В вере людей в эффективность юридических норм. Таким образом, правовая культура общества - это определённого рода система ценностей, идей правового характера, навыков, традиций и поведенческих стереотипов, которые являются приемлемыми в отдельных социальных группах. Как правило, перечисленные факторы используются в указанных группах для внутреннего регулирования отношений между её членами.

Проявление правовой культуры общества

Чтобы общественные отношения подчинялись тенденциям определённых были выработаны конкретные виды их непосредственного проявления. Ведь правовая культура, по сути, ничего не значит, если не несет реальный эффект. Выделяют четыре основных вида её проявления, а именно:

Правовые институты, нормы;

Правовые идеи;

Правовые учреждения;

Правовые проступки.

Следует отметить тот факт, что общественная правовая культура также зависит от развитости правовой инфраструктуры государства, эффективной юридической деятельности и законодательства, которое прежде всего должно отвечать конституционным нормам.

Реализация права

Правовая система общества, понятие и структура которой представлены в статье, содержит в своём составе такой важный элемент, как правореализация. По сути, эта часть системы отвечает за фактическую реализацию конституции, законов и иных нормативных актов в Российской Федерации. В теоретическом смысле реализация права - это фактическое возложение норм правовых актов государства на его граждан, для исполнения положений этих актов в реальной жизни. С целью повышения эффективности действия правовых норм той или иной отрасли в теории права разработаны специальные формы правореализации.

Формы реализации национального права

В классическом варианте учёные выделяют три основные формы реализации права, а именно:

1. Использование, то есть реализация субъектами права своих возможностей. Иными словами, использование личных правомочий.

2. Исполнение - это деятельность по реализации обязывающих норм, когда субъект права действуют по строгим предписаниям закона.

3. Соблюдение является пассивной категорией. Оно проявляется в сохранении действующего в государстве и воздержании от совершения правонарушений.

Таким образом, посредством представленных норм граждане России могут своими активными или же пассивными действиями поддерживать правовую систему государства.

Правовые семьи

Следует отметить тот факт, что правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, является уникальной. Поэтому в мире не существует абсолютно идентичных структур подобного типа. Тем не менее, если сравнить эти категории, то можно увидеть некоторые неизменные особенности. Таким образом, учёные выяснили, что в нескольких правовых системах можно найти общие закономерности. Дабы как-то охарактеризовать ряд однотипных систем, были придуманы такие категории, как правовые семьи. Таким образом, правовая семья - это ключевое понятие сравнительного правоведения, которое представляет собой совокупность похожих национальных правовых систем, на определённой территории. Как правило, в единую семью входят системы, которые объединяют общие источники, история формирования, структура, функции и т. п. На сегодняшний день выделяют следующие виды правовых семей, а именно:

Англосаксонская;

Романо-германская;

Религиозная правовая семья;

Семья традиционного права.

Заключение

Итак, в статье мы раскрыли понятие системы правового регулирования в Российской Федерации. На сегодняшний день данная проблематика является одной из ключевых в теории государства и права. Потому что наработки в этом направлении помогут повысить эффективность права как основного регулятора правоотношений в нашем государстве.

Правовая система общества –совокупность взаимосвяз., согласов. действ. элементов, регулирующих наиболее важные обществ. отношения. Правовая система объединяет все многообразие юр. явлений, сущ. в обществе.

В структуру правовой системы входят : господствующая правовая идеология; право; юр. практика.

Помимо главных элементов в правовую систему входят и др. составляющие элементы: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.
Правовая система общества – это исторически сложившийся способ взаимосвязи и взаимод. организационных и нормативно-юр. систем, обеспеч. в опред. правокультурной среде регулирующее воздействие на важнейший слой соц. связей.

Совр. правовые системы складыв. из : структуры власти, права и законод-ва, правоотнош., правосозн., правовой культуры, юр. мировоззрения.
Основным системообразующим компонентом является право, которое соотносится с правой системой, как часть и целое. Именно оно предопределяет содержание, функциональную направленность, соц. значимость всех иных элементов, лишь обеспечивающих его регулятивные возможности. Право – ядро и нормативная основа правовой системы. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.
Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местополож. всех правовых явлений в обществ. системе относительно экономич. базиса, а понятие «правовая система» отражает внутр. функциональные и системные связи правовых явлений.

Категория «механизм правового регулир .» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования обществ. отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.
Специфика многих элементов правовой системы предопределяется национальными, культурно-бытовыми, религиозными и др. особенностями той страны, в границах которой сложилась та или иная правовая система. Поэтому в литературе принято говорить о нац. правовой системе, обслуживающей потребности конкретного государственно-организованного общества.
Правовая семья – это совокупность нац. систем, отл-ся сходством доминир. юр. идей, исторически слож-ся источников формирования, форм внешнего выражения права, структуры юр. конструкций и др. признаков технико-юр. свойства. Обычно выделяют четыре основные правовые семьи современности: романо-германскую, англосаксонскую, религиозную и традиционную.

Понятие «национальная правовая система » – одно из самых обширных по содержанию и вкл. в себя всю без исключ. совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.

В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права , которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.

Если под правом понимаются исходящие от гос. общеобяз. нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокуп. внутренне согласованных, взаимосвязанных, соц. однородных юр. средств, с помощью которых гос оказывает возд. на общест. отношения, поведение людей.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы , ее связующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства.

Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юр. практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правовые учреждения (суд, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения . Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы закл. в том, что оно дает доп. (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень науч. абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения.

Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юр. мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники соц. общения.

План:

Введение…………………………………………………………………...3

1. Понятие и структура правовой системы общества………………..5

2. Классификация правовых систем общества……………………….9

3. Основные типы правовых систем общества……………………...14

Заключение………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………...31

Введение

Общество, право и государство - явления развивающиеся, динамические, незавершенные. В конце XX века, и особенно в начале нового XXI века многие государства, в том числе и Россия, вынуждены преобразовывать свои правовые системы с учетом требований всеобщей политической и правовой безопасности.

Актуальность данной проблемы в отечественном научном обороте, наряду с такими вопросами, как правовая жизнь, правовая система, правовое пространство, правовая безопасность вытекают из фундаментальных жизненных изменений, произошедших в нашем обществе. Необходимо наполнить их новым глубинным осмыслением, так как они явились результатом тех изменений, которые произошли и происходят в сознании и реальной социально-правовой действительности.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере формирования и реализации принципов правовой системы на современном этапе.

Предметом исследования являются специфика и особенности правовой системы.

Цель исследования . Настоящая работа направлена на системное, комплексное исследование в теоретическом плане принципов правовой системы, ее особенностях и классификаций.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать понятие, содержание и формы правовой системы общества;

Осветить проблему классификации принципов правовой системы общества.

Методологическую основу исследования составили положения современной научной методологии, новейшие методы теории государства и права. Углубленное исследование правовой системы и ее принципов проводилось с помощью общенаучных и специальных методов исследования: исторического, комплексного, системного, деятельностного, ситуативного, структурно-функционального, сравнительно-правового, информационного и герменевтического.

Исследование базируется на принципах и теоретических положениях современной теории государства и права России, зарубежной теории
права, историко-правового материала и т.д.

Ранее были опубликованы работы отечественных учёных-юристов, в которых освещались сущность, содержание, структура и функции правовой системы советского общества. Это работы С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, Н.И. Байтина, A.M. Васильева, А.Б. Венгерова и других.

Научная новизна исследования определяется как совокупностью исследуемых теоретических проблем, касающихся особенностей правовой системы.

Структура работы : введения, 3 главы, заключение и список использованной литературы.

1. Понятие и структура правовой системы общества.

Научному познанию свойственно стремление к целостному охвату изучаемого объекта, к системной организации знания, поэтому системный подход всегда занимал одно из ведущих мест среди методологий научного познания. Теория права широко использует понятие системы для более глубокого, комплексного изучения такого сложного и разнородного феномена социальной действительности, каким является право. В категориально - понятийном аппарате юридической науки прочно утвердились понятия системы права, системы законодательства, правовой системы и т. д. Разумеется, раскрытие содержания данных явлений во многом зависит от того, в каком направлении движется научная мысль исследователя и какой смысл вкладывается в то или иное понятие.

Понятием «правовая система» отечественное правоведение оперирует примерно с середины 80-х годов, но к настоящему времени эта категория, наряду с категориями экономической, политической, социальной систем, прочно вошла в научный и повседневный обиход.

Некоторые правоведы толкуют правовую систему исключительно узко, отождествляя ее с системой права как с совокупностью взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и отличающихся особенностями регулируемых общественных отношений. Но большинство ученых все же отказываются от такого определения, считая, что в этом случае понятие правовой системы будет излишним, так как есть традиционно сложившиеся понятия системы права и системы законодательства. «Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом «объективного права» или «позитивного права», то его значение было бы сомнительным ».

В настоящее время в науке господствует более широкое понимание правовой системы. Она рассматривается как одна из подсистем общества наряду с экономической, политической, религиозной и т. д. В ее структуру включают разнородные элементы: доктринально-философский, или идеологический (правопонимание, понятия и категории права); нормативный, т. е. совокупность действующих в обществе правовых норм; социологический, т. е. правоотношения, применение права, юридическую практику.

Своеобразием отличается первоначальная позиция Ю. А. Тихомирова по этому поводу. Он включал в состав правовой системы: во-первых, цели и принципы правового регулирования; во-вторых, правовые акты и их объединения; в-третьих, системообразующие связи, обеспечивающие взаимодействие элементов системы.

Весьма нетрадиционным является структурирование правовой системы, предложенное З. С. Байниязовой. Она выделяет компоненты, или подсистемы (блоки): функциональный, мировоззренческий, организационно-институциональный, нормативный, статусный, практический, индивидуально-правовой, технико-юридический.

В рамках данного подхода автор уделяет особое внимание принципам правовой системы, которые выделены в виде отдельной юридической категории. Она вполне обоснованно различает правовые идеи и принципы как элементы правовой системы, чего обычно не делают другие исследователи. Действительно, принцип есть основополагающее начало правовой системы, которое несет в себе идеи, развивающие и уточняющие смысл самого права. Подвергается сомнению и производная сущность правовых принципов, которые якобы выводятся из правовых норм, являющихся основным элементом правовой системы. Если бы принципы действительно выводились из правовых предписаний, то отсутствие последних в определенных случаях свидетельствовало бы и об отсутствии принципа; на самом же деле именно на основе правовых принципов создаются нормы права.

Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система - комплексное образование. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску.

К ее основным элементам относятся :

1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);

2) право и выражающее его законодательство;

3) правовые отношения;

4) юридическая практика;

5) юридическая техника.

Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.

В этой связи правовая система современной России в соответствии с потребностями развития общества требует существенной переработки и обновления.

Это и происходит в настоящее время по следующим направлениям: осмысление юридической наукой происходящих процессов и их прогнозирование; существенное обновление и переработка действующего законодательства, создание нормативно-правовой базы рынка; развитие и углубление демократических, гуманистических и нравственных начал в жизни общества; защита личности и собственности; максимальная увязка правовой системы с экономической, политической, социальной и другими системами, что позволит эффективнее использовать потенциальные возможности юридических средств.

Правовую систему не следует смешивать с юридической надстройкой.

Юридическая надстройка - составная часть правовой системы, включающая в себя правовые взгляды, правовые нормы, правовые отношения и правовые учреждения. Юридическая надстройка призвана показать место правовых явлений по отношению к экономике, производственным отношениям, подчеркнуть вторичность правовых явлений и первичность, определяющую роль отношений базисных. Понятие же правовой системы шире по объему и иное по своему функциональному назначению, так как служит выражению внутренних связей правовых явлений, их структуры и организации. В настоящей лекции относительно подробно рассматриваются те элементы правовой системы, которые обойдены вниманием в учебниках по теории государства и права, но в науке, в законодательстве и при его применении играющие значительную роль. Ряд элементов (таких, как право, правоотношение, правовая культура и др.) основательно рассмотрен в последующих главах курса .

Таким образом, правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.

2. Классификация правовых систем общества

Правовая система общества - это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества. Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. Проблема критериев типологии правовых систем очень сложна, этот вопрос невозможно охватить рамками учебного курса. Скажем лишь, что в настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права. В современном мире обычно различают следующие правовые массивы :

Национальные правовые системы;

Правовые семьи;

Группы правовых систем.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В зависимости от особенностей способов правообразования различают четыре правовых семьи современности:

Романо-германская правовая семья, или система статутного права;

Англо-саксонская правовая семья, или система общего права;

Религиозно-общинная правовая семья;

Идеологизированная правовая семья.

В качестве более полной классификации выделяют семьи:

Общего права;

Романо-германскую;

Обычно-традиционную;

Мусульманскую;

Индусскую;

Славянскую.

Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Группы правовых систем - это совокупность национальных правовых семей, выделяемая в рамках той или иной правовой семьи и характеризуемая, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.

Например, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:

Группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Португалии, Румынии, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право);

Группу германского права (правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.).

Внутри англо-саксонской правовой семьи выделяют также две группы:

Группа английского и американского права (Англия, США);

Группа правовых систем бывших англоязычных колоний Великобритании.

В рамках славянской правовой семьи выделяют:

- группу российского права (Россия и ее субъекты);

- группа западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

Основные правовые системы современности:

а) романо-германского типа;

б) англосаксонского типа;

в) религиозно-традиционного типа.

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика).

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

В странах, образующих «семью религиозного права» (мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).

В странах, образующих «семью традиционного права» (Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные). Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).

Таким образом, правовая система - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

3. Основные типы правовых систем общества.

Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую дей­ствительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознанйе. правопорядок, правовую культуру и т.д.). Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития .

Заслуживает поддержки подход западных компаративистов отрицающих типологию правовых систем единственно по призна­ку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географичес­ких, религиозных и кончая юридической техникой и стилем пра­ва. Отсюда множество классификаций. Самой популярной оказа­лась классификация правовых семей, данная известным француз­ским ученым Р. Давидом. Она основана на сочетании двух кри­териев: идеологии, включающей, с одной стороны, религию, фи­лософию, экономические и социальные структуры, и с другой - юридической техники, включающей в качестве основной состав­ляющей источники права. Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех правовых семей (или систем): романо-германской, англосаксонской и социалистической. К ним примыкает осталь­ной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, ко­торый получил название «религиозные и традиционные системы».

В основе другой классификации лежит концепция «западного права», и тогда возникает дуализм: западное право как продукт либерального общества, основанного на индивидуализме, тради­циях христианства, свободе предпринимательства и стремлении к правовой стабильности, призванного сохранить фундаменталь­ные ценности, и социалистическое право как исключительно не­стабильное, преходящее (доктрина «отмирания права при комму­низме»), определяемое социалистическими экономическими, по­литическими и культурными условиями, в частности господством государственной собственности и планирования.

1. Общность исторической судьбы и исторических корней. Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права . Имеется в виду внешняя форма права, то, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), их роль, значение, соотношение.

3. Структурное единство, сходство . Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, институтов).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений . В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права . Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы:

Эта правовая семья наиболее распространена в мире правовых семей. Ею охватываются территорий таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многих других. Почти третья часть населения земного шара в настоящее время живет по принципам, изначально заложенным в данную правовую семью и в особенности в ее ядро – английское право.

Англосаксонскую правовую семью часто называют еще семьей общего права (common law). От других правовых семей она отличается прежде всего тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент. Согласно существующим правилам суд при решении какого бы то ни было вопроса является формально связанным решением по аналогичному вопросу, вынесенным вышестоящим судом или судом той же инстанции. Признание прецедента источником права дает возможность суду фактически творить право.

Сохраняются также другие его особенности. Например, отсутствие в английский правовой системе, составляющей основу англосаксонского права, четко выраженного по сравнению с континентальным правом деления на отрасли права; ориентация норм общего права – продукта судебной деятельности по рассмотрению конкретных дел – прежде всего на разрешение конкретных проблем, а не на формулирование общего правила поведения, ориентированного на будущее; традиционное преувеличение роли процессуального права по отношению к другим отраслям права, придание ему в ряде случаев большего значения, чем материальному праву.

Эти и другие подобные особенности в той или иной степени охватывают все без исключения правовые системы, входящие в семью англосаксонского права. Наиболее полно и ярко они отражаются в английском праве. Менее отчетливо и последовательно они проявляются в американской и канадской правовых системах.

Причин такого неравномерного распространения тех или иных черт на разные правовые системы много. Но наиболее важные из них заключаются в различных исторических, национальных, культурных и иных условиях, в которых возникают и развиваются или же в которые переносятся те или иные правовые институты и модели.

Наличие писаной Конституции, содержащей Билль о правах, является весьма важной отличительной чертой правовой системы США по сравнению с системой английского права. В правовой системе Великобритании, как известно, нет писаного текста конституционного акта, как нет и аналога американского Билля о правах. Однако неточно утверждение относительно того, что в Англии вообще нет конституции. Последняя представляет собой не отдельный конституционный акт, а совокупность таких актов. Среди них можно назвать, например Акт о Парламенте 1911 г., Акты о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг., Акт о народном представительстве 1969 г., Акт о местном управлении 1972 г.

Выделим еще одну особенность правовой системы США – ее «федеративный» характер, непосредственную связь правовой системы с федеративной структурой государства. В силу исторических причин, в частности под влиянием на процесс становления и развития права в бывших колониях, а ныне штатов, субъектов федерации, различных правовых систем и традиций на территории США фактически сложилась 51 в значительной мере отличающаяся друг от друга правовая система. Это федеральная правовая система, охватывающая территорию всей страны, и правовые системы, действующие на территории штатов.

Среди особенностей, отличающих правовую систему США от английской правовой системы, можно указать также на большую значимость в ней законодательства по сравнению со статутами в английском праве; большую «подверженность» кодификации американского права по сравнению с английским правом; важную, но в меньшей мере, роль судебной практики в правовой системе США по сравнению с правовой системой Англии.

Среди существующих в настоящее время правовых групп и правовых семей романо-германская правовая семья занимает особое место и имеет для развития юридической теории и практики особое значение. По словам Р. Давида, она является «первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире».

Романо-германская правовая семья охватывает большую часть стран Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы. Правовые системы последних по ряду специфических признаков подразделяются на две группы: романскую и германскую. К первой группе относят правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Ко второй группе – правовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.

Континентальная Европа считается общепризнанным центром развития романо-германской правовой семьи. Однако бурное развитие ее за последние столетия наблюдалось и в других частях света и регионах. С учетом этого романо-германскую правовую семью иногда подразделяют на латиноамериканскую, скандинавскую, латинскую и другие правовые подгруппы.

Свое историческое и генетическое начало романо-германская правовая семья берет в Древнем Риме. Ее истоки находятся в римском праве. Это отличает данную правовую семью от англосаксонской и всех других существующих в современном мире правовых семей. Именно в истоках заключается ее главная особенность .

Чтобы лучше понять основные черты и особенности романо-гер-манской правовой семьи на современном этапе, рассмотрим подробнее правовые системы Германии и Франции.

Среди общегерманских законодательных актов, оказавших заметное влияние на весь последующий процесс развития законодательства в стране, выделяются такие, как ранее разрабатывавшиеся Торговое и Уголовное уложения (1866 и 1871), Гражданское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г., Гражданское уложение 1896 г. и др.

Конституция ФРГ, так же, как и любой другой подобного рода акт, закрепляет основы государственного и общественного строя, конституционные права, свободы и обязанности граждан ФРГ, форму правления (республику) и форму государственного устройства (федерацию), структуру государственных органов и порядок их формирования, иерархию нормативно-правовых актов, издаваемых на основе и во исполнение основных требований и положений, содержащихся в Конституции ФРГ. «Законодательство, – говорится в абз. 3 ст. 20 Конституции ФРГ, – связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».

Среди источников современного французского права центральное место занимают конституционные акты, в первую очередь сама Конституция. Принятая в 1958 г., она сохраняет свою юридическую силу и поныне. Одной из специфических особенностей Конституции Франции является то, что она не только закрепляет традиционные для такого рода актов общественные отношения, но и тем самым ограничивает область законодательной деятельности парламента.

Подразделяя существующие законы на виды, Конституция Франции предусматривает, в частности, что: а) финансовые законы определяют доходы и расходы государства; б) программные законы закрепляют цели экономической и социальной деятельности государства; в) органические законы определяют порядок деятельности парламента, включая число членов каждой из его палат, условия и порядок их избрания, а также «условия замещения вакантных мест депутатов или сенаторов вплоть до полного или частичного обновления соответствующей палаты» (ст. 25). Органическим законом могут уточняться и дополняться положения, содержащиеся в ст. 34 Конституции, а также положения некоторых других статей, касающиеся Конституционного Советами др.

Таким образом, устанавливая классификацию соответствующих законов и определяя конкретные сферы приложения каждого из них, Конституция Франции тем самым достаточно четко очерчивает сферу законодательной деятельности парламента, ограничивая ее кругом определенных вопросов, и в то же время открывает никак не очерченные в конституционном порядке широкие возможности правового регулирования с помощью актов, издаваемых исполнительными и иными государственными органами. Все вопросы, не входящие в область законодательства, говорится в связи с этим в п. 1 ст. 37 Конституции, «решаются в административном порядке» соответствующими нормативно-правовыми актами.

Ордонансы – акты делегированного законодательства. Сразу же после принятия Конституции данные акты рассматривались скорее как исключительные меры, принимаемые при всякого рода социальных и иных потрясениях, при чрезвычайных обстоятельствах. Позднее они стали широко использоваться как обычные меры управления страной. Широкое применение ордонансов вызвало тенденцию постепенного размывания границ между актами парламента и актами правительственных органов.

Важное место в системе источников права Франции наряду с законами и ордонансами занимают правительственные декреты. Некоторые из них могут быть приняты непосредственно самим правительством, однако только после заключения Конституционного Совета – органа конституционного контроля, одной из функций которого является решение вопроса о конституционности или неконституционности принимаемых актов. Некоторые же декреты издаются президентом страны без предварительных обсуждений в правительстве и без каких бы то ни было заключений.

Регулятивная роль декретов в значительной мере дополняется соответствующей ролью нормативных актов (постановлений, инструкций, циркуляров, уведомлений), издаваемых другими исполнительно-распорядительными органами.

В отличие от англосаксонской и романо-германской правовых семей мусульманское право не является самостоятельной отраслью или областью науки. Сложившись в своей основе еще в VII–X вв. в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, оно неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама. Эта религия, отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не должен верить, а во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламской религии совокупность таких предписаний называется шариатом (в переводе с арабского «путь следования») и составляет собственно то, что называют мусульманским правом.

Согласно догмам ислама мусульманское право своим происхождением обязано Аллаху, который открыл это право и довел его до всего общества в целом и отдельно взятого человека через своего посланника и пророка Мухаммеда. Личность последнего занимает важное место в религиозной доктрине ислама.

Этот человек был избран самим Богом в качестве посланника и пророка, говорится в самых ранних и более поздних богословских исследованиях. Признание пророческой миссии Мухаммеда – один из двух непременных символов мусульманской веры. А именно веры в то, что «нет никакого божества, кроме Аллаха» и что Мухаммед является пророком и посланником Аллаха.

Незыблемая основа мусульманского права – Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Коране, далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются.

Наряду с положениями чисто религиозного и философско-религиозного характера в Коране содержатся положения, рассматриваемые в сугубо юридическом плане. Например, предписания правоверным по праву ценить милосердие Аллаха и самим быть милосердными; предписание давать убежище «многобожникам», если «они у тебя этого попросили»: приюти такого человека, «пока он не услышит слова Аллаха.

Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться «в убытке», лишиться покровительства Аллаха.

Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще, и с каноническим правом в частности . Мусульманское право, как и каноническое, – это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия между мусульманским правом и правом каноническим. Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве все охватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,– неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,– еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право.

Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго –Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и заимствованные из западных стран.

После трех значительных феномена– вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX– XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании западных правовых моделей.

За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений «личного статуса». Однако, в целом, мусульманское право и его идеология еще могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической, международной точек зрения.

Так же необходимо отметить, что индуистская правовая семья сейчас находиться на этапе своего взлета в направлении объединения светской и духовной власти, а следовательно в скором времени мы можем увидеть симбиоз новой правовой семьи.

Социалистическая правовая семья

Характерными признаками социализма, точнее социалистического общества, на основе которого возникает и развивается соответствующий тип государства и права, являются такие, как: 1) преобладание «общественной собственности на средства производства при планомерном развитии всего народного хозяйства»; 2) отсутствие «эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком»; 3) сосредоточение власти в руках только тех, кто трудится – диктатура пролетариата в переходный период от капитализма к социализму и «общенародное государство» в период «развитого социализма»; 4) государственные гарантии права на труд (полная ликвидация безработицы), на отдых, на медицинское обслуживание, на образование, на социальное обеспечение и др.

К приверженцам социалистической политики и идеологии причисляют себя не только «традиционные» социалистические государства (Китай, Куба, Северная Корея), но и некоторые «традиционные» капиталистические государства. Социалистических воззрений придерживаются также некоторые другие страны, партии и политические движения.

Система обычного права

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских .

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

Таким образом, правовая система - взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства. В науке выделяют следующие правовые системы:

1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);

3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);

4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);

5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Заключение

Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.
Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативонй форме закономерности общественной жизни.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".
Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем.

При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций. Одна из самых популярных - классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы».

Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем.
В основу этой классификации положен критерий «правового стиля».
«Стиль права» по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этого различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у
Р. Давида.

А.Х. Саидов полает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью «общего права», и дальневосточную правовую семью.

Таким образом, существует несколько точек зрения на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Список использованной литературы:

Монография, книги, учебники:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1982. – 359с.

2. Кашанина Т.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Норма.-2002.- 256с.

3. Сырых P.M. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юстицинформ.-2002.- 400с.

Периодические издания:

4. Байниязова З.С. Начала справедливости как общесоциальная основа функционирования правовой системы российского общества // Вестник Российской правовой академии. - М.: РПА МЮ РФ, 2007, № 2. - С. 9-11.

5. Бекишиева С.Р. Закономерности развития правовой системы общества // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. Сборник научных трудов (по материалам 5 международной научно-практической конференции, состоявшейся 17 ноября 2006 г.): в 2-х частях. - Киров: Филиал НОУ ВПО "СПбИВЭСЭП", 2006, Ч. 1. - С. 5-9.

6. Бобылев А.И., Минниахметов Р.Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества // Право и политика. - М.: Nota Bene, 2004, № 5. - С. 134-143.

7. Гнездовский С.Э. Правовое сознание, правовая культура российского общества и судей в его системе // Мировая юстиция в контексте судебной реформы. Материалы научно-практической конференции, г. Брянск, 18 октября 2004 г.). - Брянск: РИО БГУ, 2005. - С. 53-60.

8. Давид Р. Сравнительное право // Очерки сравнительного права. Сборник. - М.: Прогресс, 1981. - С. 19-35.

9. Ершова А.А. К вопросу о правовой системе общества // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад., 2005, № 2. - С. 44-46.

10. Затонский В.А., Малько А.В. Правовая система - ключевой компонент государственности, качественная основа правовой жизни общества // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2007, № 2. - С. 14-23.

11. Кананыкина Е.С. Роль источников образовательного права в правовых системах общества // Право и образование. - М., 2005, № 5. - С. 15-30.

12. Минниахметов Р.Г. Правовая система общества и ее элементы // Актуальные проблемы правовой системы общества. - Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 2003, Вып. 2. - С. 30-32.

13. Минниахметов Р.Г. Правовая система общества и ее элементы // Право и политика. - М.: Nota Bene, 2003, № 3. - С. 150-151.

14. Минниахметов Р.Г. Развитие правовой системы общества и формирование юридических традиций // Теоретико-методологические и прикладные аспекты борьбы с преступностью: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции (17 - 18 марта 2005 г.): В 4-х ч.. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2005, Ч. 1. - С. 184-192.

15. Минниахметов Р.Г. Общая характеристика развития элементов правовой системы общества // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2007, № 2. - С. 143-148.

16. Минниахметов Р.Г., Сахипова А.Ф. Обычное право как элемент правовой системы общества // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2006, № 1. - С. 105-112.

17. Погорадзе А.А. Политическая и правовая культура как фактор конструирования правовой системы общества // Современные проблемы юридической науки. Сборник научных статей. - Новосибирск: Изд. центр "Новосибирск", 2003, Вып. 3. - С. 24-27.

18. Правовая культура в правовой системе общества. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Шашин П.А. - С.-Пб., 2006. - 191 c.

19. Теоретические проблемы советского сравнительного правоведения. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Саидов А.Х. - М., 1984. - 204 c.

20. Тимощук А.С. Особенности правовой системы традиционного общества (на примере классического индусского права) // Lex Russica. Научные труды МГЮА. - М.: Изд-во МГЮА, 2006, № 5. - С. 893-897.

21. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. - М.: Норма, 1998, № 4/5. - С. 7-15

22. Федорченко А.А. Правовая система общества: понятие, структура и свойства // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2003, № 3. - С. 2-6.

23. Шагиева Р.В. К вопросу о понятии правовой системы общества // Актуальные проблемы юридической науки и образования на современном этапе. Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию восстановления юридического факультета в Казанском государственном университете (Казань, 30 - 31 октября 2002 г.). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - С. 29-36.

24. Шиянов В.А. Правовая жизнь как основа для развития и функционирования правовой системы общества // Право и образование. - М., 2008, № 5. - С. 169-175.

25. Шиянов В.А. Правовая система как организующее начало правовой жизни общества // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. - Самара: Изд-во СГЭУ, 2007, № 3 (18). - С. 67-71.

26. Шундиков К.В. Правовая жизнь общества как система // Вестник Саратовской государственной академии права. - Саратов: Изд-во СГАП, 2007, № 5 (57). - С. 11-19.


Ершова А.А. К вопросу о правовой системе общества // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад., 2005, № 2. - С. 44-46.

Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. - М.: Норма, 1998, № 4/5. - С. 7-15

Байниязова З.С. Начала справедливости как общесоциальная основа функционирования правовой системы российского общества // Вестник Российской правовой академии. - М.: РПА МЮ РФ, 2007, № 2. - С. 9-11

Минниахметов Р.Г. Правовая система общества и ее элементы // Актуальные проблемы правовой системы общества. - Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 2003, Вып. 2. - С. 30-32.

Минниахметов Р.Г. Развитие правовой системы общества и формирование юридических традиций // Теоретико-методологические и прикладные аспекты борьбы с преступностью: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции (17 - 18 марта 2005 г.): В 4-х ч.. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2005, Ч. 1. - С. 184-192.

Шиянов В.А. Правовая система как организующее начало правовой жизни общества // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. - Самара: Изд-во СГЭУ, 2007, № 3 (18). - С. 67-71.

Гнездовский С.Э. Правовое сознание, правовая культура российского общества и судей в его системе // Мировая юстиция в контексте судебной реформы. Материалы научно-практической конференции, г. Брянск, 18 октября 2004 г.). - Брянск: РИО БГУ, 2005. - С. 53-60.

Давид Р. Сравнительное право // Очерки сравнительного права. Сборник. - М.: Прогресс, 1981. - С. 19-35.

Теоретические проблемы советского сравнительного правоведения. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Саидов А.Х. - М., 1984. - 204 c

Шагиева Р.В. К вопросу о понятии правовой системы общества // Актуальные проблемы юридической науки и образования на современном этапе. Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию восстановления юридического факультета в Казанском государственном университете (Казань, 30 - 31 октября 2002 г.). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - С. 29-36.

Федорченко А.А. Правовая система общества: понятие, структура и свойства // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2003, № 3. - С. 2-6.

Минниахметов Р.Г., Сахипова А.Ф. Обычное право как элемент правовой системы общества // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2006, № 1. - С. 105-112.

Исторически так сложилось, что в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юридические институты (юрисдикционные органы), сформировались национальные особенности правового менталитета и правовой культуры народов. Эти различия и специфика правовой культуры и менталитета вытекают из самобытности народов, осваивающих правовой способ существования, бытия в мире. Правовое своеобразие народов, проживающих в различных странах, позволяет говорить о том, что они по своей сути образуют собственный правовой уклад жизни - правовую систему, т. е. совокупность всех правовых явлений общества (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках.

В юридической литературе сложилось представление о правовой системе как о правовой реальности, охватывающей всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регуля- тивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкция и т. д.). Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений» . Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного

(или позитивного) права, то его значение было сомнительным .

Категория правовой системы - относительно новая в нашей литературе, она вошла в научный обиход лишь в 1980-е гг. и раньше практически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно оперируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не была представлена в учебных программах и курсах по теории государства и права, другим дисциплинам.

Наиболее крупной работой, посвященной современным правовым системам, является книга известного французского юриста Р. Давида, выдержавшая у нас три издания. В советское время был выпущен двухтомник, в котором давалась подробная характеристика существовавшей тогда социалистической правовой системы . Историко-культурные и генетические аспекты российской правовой системы обстоятельно исследованы В. Н. Синюковым .

Современная теория права вполне способна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Во-первых, отдельные компоненты юридической среды уже достаточно хорошо изучены (право, правоотношения, правосознание, законность, правопорядок, субъективные права, нормативные акты и т. д.). Пришло время синтезировать все это в одном понятии «правовая система общества», чтобы получить возможность лучше отразить и представить общую картину с учетом постоянно происходящих в указанной системе сложных интеграционных и дезинтеграционных процессов.

Во-вторых, возникли новые задачи, в решении которых должны быть задействованы все правовые рычаги в их согласованном, а не разобщенном виде. Только комплексное, совокупное их воздействие на общественные отношения может дать желаемый социальный эффект, привести к достижению поставленных целей.

В-третьих, рассматриваемое понятие дает возможность творчески применить системно-структурный подход к исследованию правовой действительности, а также использовать сравнительный метод. Системное же видение любого явления - залог его адекватного и глубокого осмысления .

Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить и о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства.

Помимо права как стержневого элемента правовая система включает множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы. Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения.

Понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры», в то время как правовая надстройка традиционно понимается как единство трех компонентов: взглядов, отношений, учреждений.

Правовая система и правовая надстройка различаются по содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструк- турна, иерархична.

Если бы указанные понятия совпадали, то сама идея правовой системы не возникла бы. Но суть как раз в том, что одной категории надстройки оказалось недостаточно, чтобы можно было адекватно отразить усложнившуюся правовую жизнь. Для более сложного объекта понадобилась и более сложная, комплексная категория, возникновение которой было связано прежде всего с потребностями практики. Наука получила в свое распоряжение эффективный инструмент системно-структурного анализа. Предмет отражения один, но отражается он указанными понятиями неодинаково (по ракурсу видения, глубине, объему, целям и т. д.). Категория надстройки «раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры» . Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного общественного строя. Понятия правовой надстройки и правовой системы охватывают в принципе одинаковые рамки правовой реальности, однако они не могут заменить друг друга, ибо характеризуют, во-первых, различные аспекты одного и того же момента реальности, во-вторых, различный уровень проникновения в нее. Надстройка отражает самый общий уровень правовой системы, поэтому здесь внимание концентрируется на наиболее обобщенных проявлениях правовой действительности - правовых идеях (правосознание), правовой деятельности (правоотношения), правовых институтах (правовые нормы) .

Любопытную характеристику правовой системы и ее роли в жизни общества дает американский юрист Л. Фридмэн. По его мнению, в современном американском обществе правовая система сопровождает человека во всех его делах. Не проходит и дня - даже часа - без взаимодействия личности с правом в самом широком смысле слова. Автор пишет, что правовая система вездесуща, хотя зачастую ее присутствие человек не замечает. Не ощущает, что правовая система, подобно «Большому брату», пристально наблюдает за ним, заглядывая через плечо. Но в известном смысле закон постоянно смотрит на нас. Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы - принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.

Термин «право» относится обычно только к нормам. Но необходимо проводить демаркационную линию между нормами как таковыми и теми институтами и процессами, которые вдыхают в них жизнь. Эта расширенная сфера и есть правовая система. Ясно, что эта система - нечто большее, нежели просто набор норм. Право - это способ правительственного социального контроля. Субъект не совершит ошибки, если включит в него правила поведения. Необходимо разграничивать понятия «право», «правовая система» и «правовой процесс». Дать точное определение праву - довольно сложная задача. «Право» - слово для ежедневного употребления, часть разговорного словаря. Оно имеет большое количество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время.

Сказанное не означает, что мы постоянно ощущаем на себе свинцовую тяжесть права. Право - атмосфера; оно легко, как воздух, когда все идет нормально. Неправильно было бы считать право паутиной запретов. Большинство законов предназначено для того, чтобы сделать жизнь легче, безопаснее, счастливее. Правовая система - часть общесоциальной системы. В современном мире существует поразительное многообразие правовых систем. Каждая страна имеет свою систему; в США, кроме того, каждый штат - собственную и все это венчает общенациональная (федеральная) система. Нельзя назвать ни одной пары полностью адекватных правовых систем. Но это не значит, что каждая правовая система не имеет ничего общего с какой-нибудь другой



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.