Виды мер принуждения уголовном процессе. Классификация мер процессуального принуждения в уголовном процессе. Задержание по подозрению в совершении преступления

1. Меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды, краткая характеристика.

2. Задержание подозреваемого в совершении преступления: понятие, основания, процессуальный порядок и сроки

3. Общая характеристика мер пресечения: основания, процессуальный порядок и условия их применения.

4. Заключение под стражу: основания, процессуальный порядок и условия применения, изменения и отмены.

5. Иные меры уголовно-процессуального принуждения: основания, процессуальный порядок и условия их применения.

1.Меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, виды, краткая характеристика.

Все производство по уголовному делу по сути своей сводится к принятию процессуальных решений, которые в той или иной мере всегда затрагивают права и законные интересы лиц, каким-либо образом вовлеченных в уголовный процесс.

Понятно, что не все граждане, попавшие в сферу уголовно-процессуальных правоотношений, готовы добровольно претерпевать эти ограничения. Подозреваемые, обвиняемые, скрывшиеся от следствия и суда, пытаются влиять на потерпевшего и свидетеле с целью склонения их к изменению показаний. Это влияние осуществляется с использованием угроз, даже путем причинения насилия или устранения свидетеля. Свидетели поэтому, не хотят, чтобы их впутывали в дело. Даже потерпевшие неохотно являются к следователю и в суд.

УПЗ наделил органы и должностных лиц, занимающихся производством по уголовному делу, широкими полномочиями по применению к нерадивым участникам уголовного судопроизводства различных мер принуждения. Одни из них (ч.1 ст. 113 УПК РФ- привод)призваны обеспечить явку к следователю или в суд подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего и свидетелей. Другие (ст. ст. 182, 183, 184 УПК РФ) – получение доказательств, третьи (ст. 115, 116 УПК РФ) – исполнение приговора в части имущественных взысканий, и т.д..

Важнейшим признаком, позволяющим отграничить уголовно-процессуальное принуждение от других мер государственного принуждения, является цель его применения. Если уголовное наказание, например. Служит восстановлению справедливости, то общей целью всякого уголовно-процессуального принуждения является обеспечение нормального хода уголовного судопроизводства в интересах решения его задач.

Меры уголовно-процессуального принуждения носят превентивный характер, поскольку призваны пресекать, предупреждать противозаконные действия подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства, препятствующих нормальному ходу уголовного процесса в целом.

Пресекательный, превентивный характер мер уголовно-процессуального принуждения существенно ограничивает конституционные и иные права и свободы личности, ставит исключительно важную проблему о пределах его применения. Так, ст. 55 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя их этого конституционного положения, можно сделать как минимум четыре вывода:



1. недопустимо ограничивать права и свободы личности, если это не вызвано обстоятельствами дела и законной необходимостью (зачем арестовывать обвиняемого, который по объективным причинам никуда не может скрыться). Ряд прав и свобод человека и гражданина не может быть ограничен ни при каких обстоятельствах (право на квалифицированную юридическую помощь);

2. недопустимо недооценивать охраняемые законом права и свободы других лиц и непринятия в связи с этим должных мер уголовно-процессуального принуждения в отношении подозреваемого и обвиняемого;

3. при применении уголовно-процессуального принуждения необходимо соблюдать баланс интересов;

4. ограничение конституционных и иных прав и свобод личности путем применения мер уголовно-процессуального принуждения допускается только на основания ФЗ.

Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения – это предусмотренные УПЗ средства ограничения конституционных и иных прав и свобод личности, применяемые следователем, руководителем следственного органа, дознавателем, начальником органа дознания и судом при производстве по уголовному делу в целях обеспечения нормального хода уголовного судопроизводства.

В действующем УПЗ проведена четкая классификация мер уголовно-процессуального принуждения:

1. задержание подозреваемого

2. меры пресечения

3. иные меры уголовно-процессуального принуждения.

Якупов Р.Х. предлагал ещё одну группу мер уголовно-процессуального принуждения – принудительные следственные действия.

2.Задержание подозреваемого в совершении преступления: понятие, основания, процессуальный порядок и сроки

Задержание подозреваемого – это неотложная мера уголовно-процессуального принуждения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Целью установления его причастности к совершению преступления.

Трусов, Рыжаков считают, что задержание производится ещё и с целью решения вопроса о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако это не вытекает из содержания ст. 91 УПК РФ.

Основным и единственным условием при наличии которого УПЗ допускает процессуальное задержание, является совершение такого им преступления, за которое в качестве меры наказания может быть назначено лишение свободы. Однако Рыжаков выделяет ещё и «специальные условия», которые, по его мнению, изложены в ч.а ст. 91 УПК РФ и относятся к одной строго определенной группе оснований задержания, которая именуется «иными данными, дающими основание подозревать лицо в совершении преступления. К этим условиям он относит:

1. если лицо пыталось скрыться с места совершения преступления;

2. если лицо не имеет постоянного места жительства;

3. отсутствуют документы, удостоверяющие его личность.

УПЗ допускает задержание подозреваемого и в том случае, если следователь решает вопрос о его аресте, но боится, что тот может скрыться.

Основания задержания изложены в ч.1 ст. 91 УПК РФ.

Но в литературе есть еще предлагаемые разными авторами основания для задержания подозреваемого, обвиняемого:

1. если служебно-розыскная собака привела к месту преступления;

2. если потерпевший узнает подозреваемого или обвиняемого в толпе.

Петрухин к этому добавляет ещё одно основание: лицо попало в поле зрения органов внутренних дел в результате проведения ОРМ.

Порядок задержания:

1. не позднее трёх часов после доставления задержанного к следователю или дознавателю составляется протокол задержания. В течение 12 часов после задержания направляется уведомление прокурору.

2. предоставляется свидание с защитником о первого допроса. Продолжительность свидания - не менее двух часов, но в случае необходимости свидание может быть прервано.

3. обязательно при задержании подозреваемого производится его личный обыск.

Если получилось так, что подозреваемого задержали, а в течение 48 часов не найдено дополнительных материалов для решения вопроса о его аресте, то это лицо необходимо отпустить.

Лицо, задержавшее подозреваемого, в течение 12 часов уведомляет близких родственников о задержании или предоставляет такую возможность подозреваемому. В определенных случаях о задержанных никто не уведомляет, если это необходимо для сохранения тайны задержания.

3.Общая характеристика мер пресечения: основания, процессуальный порядок и условия их применения.

3. Особое место среди мер уголовно-процессуального принуждения занимают меры пресечения. Как особая группа мер принуждения, меры пресечения обладают всеми чертами последнего:

Принудительность

Превентивность

Временный характер и т.д.

В отличии от других мер процессуального принуждения, они являются наиболее строгими, поскольку ограничивают личную свободу гражданина.

Однако практика показывает, что применение следователем или дознавателем решения о применении к обвиняемому той или иной меры пресечения зависит не от его субъективного представления, а диктуется объективно сложившимися обстоятельствами дела.

При отсутствии оснований, делающих необходимым применение мер пресечения у обвиняемого отбирается подписка или обязательство являться по вызовам к следователю или в суд и сообщать о перемене места жительства или работы.

От всех других мер уголовно-процессуального принуждения меры пресечения отличаются рядом специфичных признаков:

1. Цели их применения:

А) предупреждение возможности скрыться или иными способами уклониться от следствия и суда;

Б) пресечение возможности воспрепятствования расследованию уголовного дела или его рассмотрению в суде;

В) предупреждение в совершении обвиняемым новых преступлений

Г) в целях облегчения исполнения приговора.

2. Особые основания их применения, т.е. следователь и дознаватель должны иметь «достаточно обоснованные» предположения виновности лиц.

3. Меры пресечения носят личностный характер, т.е. применяются, за редким исключением, только к обвиняемому (можно и к подозреваемым в исключительных случаях). В порядке исключения все меры пресечения в одинаковой степени, но на меньший срок могут применяться и к подозреваемым. А к нему – до предъявления обвинения.

Основание применения мер пресечения в самом общем виде представляют собой доказательства, указывающие на необходимость ограничения свободы и личной свободы и личной неприкосновенности обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.

Согласно ст. 97 УПК РФ, общими основаниями применения любой меры пресечения являются такие доказательства, имеющиеся в уголовном деле, которые указывают, что может продолжать заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства лицо собирается скрыться, либо может скрыться от следствия и суда.

В соответствии со ст.97 и другие меры пресечения применяются при наличии достаточных оснований (доказательств). Эта достаточность определяется достоверностью сведений, на основании которых делается вывод о необходимости применения той или иной меры пресечения.

Наряду с общими основаниями при выборе конкретной меры пресечения, необходимо учитывать и частные основания –

· тяжесть предъявленного обвинения;

· личность обвиняемого: его возраст, состояние здоровья, семейное положение, и т.д.

Эти основания, как в отдельности, так и в сочетании, при определенных условиях могут восполнить недостаточность общих оснований применения мер пресечения. Тяжесть совершенного преступления может быть основанием индивидуализации меры пресечения в виде ареста. Несовершеннолетнее преступление может однозначно обусловить избрание одной из специальных мер пресечения ­­– отдачу под присмотр.

Ввиду многообразия вариантов сочетания дополнительных обстоятельств, перечисленных в ст.99 УПК и их многозначности, затрудняющих выбор определенной меры пресечения, необходимо учитывать такие иные предусмотренные законом критерии – условия применения той иной меры пресечения.

Так, обязательным условием избрания в качестве меры пресечения личного поручительства является, как минимум, один из поручителей, который обязуется гарантировать надлежащие поведение обвиняемого или подозреваемого.

Заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого допускается при условии предъявления обвинения в совершении такого преступления, за которое уголовный закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на сроки свыше 2-х лет.

Наличие денег и ценностей, готовность определенных лиц внести их на депозит суда в обеспечении явки подозреваемого/обвиняемого к следователю или в суд – условие избрания меры пресечения в виде залога и т.д.

Наряду с рассмотренными выше условиями применения конкретных мер пресечения, имеющих частный характер, в законе определены и общие условия их избрания.

Такими условиями, исходя из смысла ч.1 ст. 97 и ст. 100 УПК являются:

1) привлечение лица в качестве обвиняемого

2) наличие у лица процессуального статуса «подозреваемого».

Кобликов А.С.: меры пресечения – это предусмотренные УПЗ и применяемые с соблюдением уголовно-процессуальных гарантий меры уголовно-процессуального принуждения, временно ограничивающие права и свободы обвиняемого (подозреваемого) для того, чтобы, это лицо не смогло:

А) уклониться от дознания, предварительного следствия или суда

Б)повлиять на других участников процесса

В) продолжить преступную деятельность

Меры пресечения - специальные, предусмотренные УПЗ меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые органами предварительного расследования и судом к обвиняемому (подозреваемому) в целях пресечения их преступной деятельности и иного противоправного поведения, препятствующего производству по уголовному делу.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносят постановление, а суд – определение.

Виды мер пресечения:

1) Подписка о невыезде и надлежащие поведение заключается в принудительном лишении обвиняемого/подозреваемого права на свободное передвижение на определенный срок.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого (обвиняемого) не покидать постоянного или временного места жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Помимо этого, лица, находящиеся под подпиской о невыезде, обязаны не только являться к соответствующему должностному лицу по вызову, но и сообщать им о перемене места жительства в пределах данного населенного пункта.

Об избрании подписки о невыезде дознаватель следователь выносит постановление, которое объявляется подозреваемому под расписку, ему также вручается копия постановления.

2) личное поручительство : для избрания данной меры пресечения необходимо собрать доказательства, подтверждающие, что поручитель заслуживает доверия.

Число поручителей не обозначено в УПЗ. Сейчас – 1 и более. Поручитель ручается лишь за своевременность явки подозреваемого/обвиняемого к следователю и за то, что их подопечный не будет препятствовать производству по уголовному делу.

При этом тот, за кого поручаются, должен быть согласен, чтобы за него поручились именно эти граждане. Следователь должен разъяснить поручителям в чем подозревается лицо, их права и обязанности, их ответственность (до 10000 рублей).

3) Залог состоит в деньгах, ценных бумагах или ценностях, которые вносятся в орган, который осуществляет производство по уголовному делу, в целях обеспечения явки подозреваемого (обвиняемого) по вызову дознавателя, следователя и предупреждения совершения новых преступлений. Данная мера пресечения может быть избрана по решению суда.

Размер залога определяет суд.

Залогодатель: обвиняемый, а также иные лица.

О приеме залога составляется протокол. Копия вручается залогодателю. Если залогодатель не выполняет обязанности, то залог обращается в доход государства.

4.Заключение под стражу: основания, процессуальный порядок и условия применения, изменения и отмены.

Заключение под стражу обвиняемого/подозреваемого является самой строгой (и самой эффективной) мерой пресечения, поскольку реально ограничивает возможности подозреваемого/обвиняемого скрыться от обвинения и суда.

1. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется только по судебному решению, принимаемому в судебном заседании с участием сторон. При этом явка обвиняемого/подозреваемого обязательна. Исключения – объявления этих лиц в международный розыск. В этом случае решение о данной мере пресечения может быть принято и в их отсутствие.

Решение принимается судьей районного суда в течении 8 часов с момента поступления материалов в суд как по месту предварительного расследования, так и по месту задержания обвиняемого/подозреваемого.

2. Заключение под стражу применяются к подозреваемому/обвиняемому в случаях совершения преступлений, за которые предусматривается наказания, в виде лишения свободы на срок более 2 лет, при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. Есть исключения из этого – п.1-4 ч.1 ст. 108 УПК РФ.

3. Об аресте обвиняемого в обязательном порядке извещается один из его близких родственников

4. Лицо, принявшее решение об аресте обвиняемого/подозреваемого, обязано позаботиться о его собственности, детях.

5. Строгая регламентация сроков содержания под стражей, порядка и условий применения ареста, а также возможность обжалования законности и обоснованности применения и продления ареста.

6. Арест несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого возможен лишь в случаях совершения ими тяжкого или особо тяжкого преступления. Но есть и исключения.

Если в ходе предварительного расследования возникает необходимость применить к подозреваемому/обвиняемому меру пресечения в виде заключения под стражу, то следователь с согласия руководителя СО, а также дознаватель с согласия прокурора выносят мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о заключении обвиняемого/подозреваемого под стражу.

К постановлению в обязательном порядке должны быть приложены:

А) протокол задержания, если оно производилось, причем не позднее 8-ми часов до истечения срока задержания.

Б) постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.

В) протокол допроса обвиняемого/подозреваемого

Г) доказательства, свидетельствующие о «намерениях» обвиняемого, указанные в п.п. 1-3 ч.1 ст. 97 УПК

В законе ничего не говориться об оперативных материалах, т.к. эти данные должны быть легализованы, т.е. превратиться в доказательства.

Постановления и материалы должны быть рассмотрены соответствующим судьей в течении 8 часов с момента поступления их в суд. Материалы рассматриваются судьей районного суда единолично с участием сторон (военного суда соответствующего уровня).

Структура судебного заседания.

А) проверяется явка, наличие предъявляемых прав и обязанностей.

Б) объявляется, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет права и обязанности лицам, обвиняемым в судебном заседании.

В) прокурор, либо по его поручению лицо, завившее ходатайство, обосновывает ходатайство (судья, адвокат, прокурор, следователь).

Г) после выступления прокурора, заслушиваются иные лица, явившиеся в судебное заседание.

Д) по результатам заседания принимаются 2 основных решения: избрать или отказать в аресте. Промежуточное решение: отложить принятие решения на 72 часа (если суд признает заседание обоснованным, а для заключения под стражу не достаточно доказательств).

5.Иные меры уголовно-процессуального принуждения: основания, процессуальный порядок и условия их применения.

К иным мерам процессуального принуждения относятся меры, обеспечивающие должный порядок в ходе производства по уголовному делу, а также способствующее исполнению приговора в части имущественных взысканий и возможной конфискации имущества.

Законодатель поделил иные меры уголовно- процессуального принуждения на 2 группы с учетом наличия сторон в уголовном процессе.

1. Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ). При необходимости у подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса может быть взято обязательство о явке. Оно состоит в письменном обязательстве любого из указанных лиц своевременно являться по вызовам должностных лиц, а также незамедлительно сообщать о перемене места жительства. Касаемо подозреваемого, обвиняемого, то у них обязательство о явке отбирается в случаях, когда нет оснований применения мер пресечения. Касаемо других участников уголовного процесса, если есть основания не доверять им, у них отбирается обязательство о явке.

2. Привод (ст. 113 УПК РФ) – состоит в принудительном доставлении лица в случае его неявки по вызову без уважительной причины к дознавателю, следователю, прокурору или в суд. Постановление названных выше должностных лиц предъявляется лицу, которое подлежит приводу, что подтверждается его подписью.

Запрещается осуществлять привод в ночное время, но если это очень нужно, то можно (если есть основания для его задержания ст.91 УПК)

Не подлежат приводу:

а) несовершеннолетние в возрасте до 14 лет

б) беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут покинуть место своего пребывания, но это должно подтвердиться справкой лечащего врача.

Привод осуществляется органами дознания на основании постановления следователя, дознавателя или суда.

3. Временное отстранение от должности (ст.114 УПК)

Подозреваемого или обвиняемого могут отстранить от должности. Цель состоит в том, чтобы лицо не могло, используя своё положение, влиять на расследование дела.

Дознаватель или следователь возбуждаю перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.

Дознаватель возбуждает ходатайство с согласия прокурора, следователь - с согласия руководителя следственного органа.

Судья в течение 48 часов с момента поступления ходатайства выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или отказывает в этом.

Постановление направляется по месту работы подозреваемого, обвиняемого. Работодатель отстраняет лицо от работы. Отменяется эта меры постановлением соответствующего должностного лица, когда в ней отпадает надобность.

УПЗ предусматривает особый порядок отстранения от должности губернатора в случае привлечения его к уголовной ответственности. При предъявлении губернатору обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Председатель следственного комитета направляет Президенту РФ представление с предложением о временном отстранении губернатора от должности. Вопрос решается Президентом также в течение 48 часов.

4. Наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ)

В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, нажитого преступным путём, дознаватель с согласия прокурора, либо следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждают перед судом ходатайство. Далее – все как при отстранении от должности.

Следует отметить, что арест не может быть наложен на имущество, на которое в соответствии с ГК не может быть обращено взыскание.

5. Денежное взыскание (ст.117-118 УПК)

Денежное взыскание в размере до 2500 рублей может быть наложено на участников уголовного судопроизводства в случае неисполнения ими своих процессуальных обязанностей или нарушение ими порядка в судебном заседании.

ТЕМА 11. Возбуждение уголовного дела (ВУД).

1. Понятие, сущность, задачи и значение стадии ВУД

2. Поводы и основания для ВУД. Виды и содержание решений применяемых в стадии ВУД.

3. Прокурорский и судебный контроль в стадии ВУД.

1. Понятие, сущность, задачи и значение стадии ВУД

1.Выражение «возбуждение уголовного дела» обычно употребляется: для обозначения одного из видов процессуальных решений, для обозначения одной из стадий уголовного судопроизводства. Во втором значении ВУД – первая стадия уголовного процесса.

Она первая потому, что в подавляющем большинстве случаев именно в ней решается основной вопрос - «быть или не быть» производству по уголовному делу.

ВУД – первая процессуальная стадия.

Ей может предшествовать, либо вестись одновременно с ней ОРД, административно – служебная проверка или иная государственная деятельность. Несмотря на кажущуюся тесную связь, обусловленную единством предмета уголовный процесс и иных названных видов деятельности последняя осуществляется за рамками уголовного процесса и регулируется другими отраслями права.

Как всякая самостоятельная стадия, стадия ВУД имеет свои непосредственные задачи, особый круг субъектов, свою процессуальную форму и свои временные границы.

Непосредственные задачи стадии ВУД:

1. Обнаружение признаков совершенного или подготавливаемого преступления

2. Определение правовых оснований и выбор соответствующего порядка дальнейшего уголовного судопроизводства

3. Предотвращение предварительного расследования, когда в нём нет необходимости.

Задача полного раскрытия преступлений, изобличение виновных, установление всех обстоятельств совершения преступления не входит в круг непосредственных задач данной стадии, поскольку они носят общий характер и решаются главным образом в последующих стадиях.

В силу того места, которое занимает стадия ВУД в уголовном процессе, ряд авторов (Кобликов, Лупинская), считают её своеобразным фильтром, позволяющим своевременно отсеивать все то, что явно не влечёт уголовной ответственности, т. е. освобождает органы предварительного расследования от значительного объёма работ.

2.Общие и непосредственные задачи, решаемые в стадии ВУД, адресованы к прокурору, следователю и дознавателю. Эти субъекты в пределах своей компетенции наделены полномочиями принимать заявления и сообщения о преступлениях, рассматривать и проверять их, а при наличии достаточных оснований разрешать их по существу, т. е. возбуждать УД или отказать в ВУД.

Другие субъекты могут выполнять названные выше обязанности лишь по поручению соответствующих должностных лиц органов предварительного расследования.

Однако Рыжаков А.Г. , ссылаясь на ч.2. ст.21, ч. 2 ст. 39, ст. 146, ч. 3 ст. 154 и ч. 4 ст. 163 УПК, отмечает, что исходя из компетенции и уголовно-процессуальных обязанностей, уголовное дело возбуждают:

Руководитель следственных органов

Следователь

Дознаватель

Начальник органа дознания.

Вскользь упоминается, что дела частного обвинения возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим, т.е. как бы не хочет признавать названных участников уголовного судопроизводства субъектами права ВУД.

Хотя употребляет при изложении этого вопроса такие выражения, как «специфический порядок ВУД», «данная форма стадии».

В УПК записано прямо: уголовное дело о преступлениях, указанных в ч.2 ст.20 УПК возбуждается путём подачи заявления потерпевшим или его законным представителем.

Прокурор, руководитель следственного органа, суд участвуют в стадии ВУД в качестве контрольно-надзорных органов с соответствующими полномочиями. Помимо названных лиц в данной стадии участвуют также граждане, должностные и юридические лица в процессуальной роли «заявителей», «правонарушителей», «очевидцев», «специалистов», «экспертов», «понятых».

Начало стадии ВУД закон связывает с моментом получения и регистрации заявления, сообщения о преступлении или обнаружении соответствующими органами следов преступления. Следует отметить, что с принятием УПК РФ законодатель впервые в УПЗ расписал порядок принятия и регистрации заявления (сообщения) о совершении преступления (ст. 144 УПК РФ).

Завершается данная стадия по общему правилу, не позднее 3 суток со дня регистрации заявления или сообщения о преступлении, принятием решения о ВУД либо об отказе в ВУД.

Однако из общих правил, касающихся сроков предварительной проверки заявлений существует 2 исключения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный для предварительной проверки заявления (сообщения) о совершении преступления, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Стадия ВУД –временной промежуток, этап, в течение которого осуществляется специфическая уголовно-процессуальная деятельность, называемая «проверкой заявления о преступлении», заканчивающаяся принятием соответствующего процессуального решения.

Значение стадии ВУД состоит в том, что существование этой стадии является весьма действенной процессуальной гарантией законности и обеспечения прав и свобод вовлекаемых в уголовное судопроизводство лиц. До ВУД субъекты уголовной юрисдикции лишены процессуальной возможности осуществления в отношении лица уголовного преследования. В частности, недопустимо производство различных следственных и иных процессуальных действий (допросов, обысков и т.д.), результаты которых впоследствии могут быть положены в основу обвинения. Неправомерный характер будут иметь и любые принятые без возбуждения уголовного дела процессуальные ращения субъектов уголовной юрисдикции (о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения и т.д.).

Таким образом, процедура возбуждения уголовного дела является своеобразным «процессуальным барьером». Она как бы отграничивает непроцессуальную деятельность правоохранительных органов (административную, ОРД) от юрисдикционных механизмов уголовного судопроизводства, позволяющих применить к лицу нормы уголовного закона и назначить ему соответствующее наказание. Стадия ВУД позволяет понизить также степень возможного произвола и беззакония со стороны правоохранительных органов, необоснованного ограничения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод.

Структурное производство в стадии ВУД представляет собой ряд последовательно сменяющих друг друга этапов:

1.Приём заявления о преступлении и его регистрация

2.Рассмотрение и оценка поступивших материалов.

3.Проверка заявления и первичных материалов с целью получения дополнительных материалов.

4. Разрешение материалов по существу

5. Контроль и надзор за законностью и обоснованностью действий и принятых решений:

Постановление о ВУД

Постановление об отказе в ВУД

Может быть и промежуточное решение:

О передаче сообщения по подследственности.

2. Поводы и основания для ВУД. Виды и содержание решений применяемых в стадии ВУД.

Как явствует из УПЗ для ВУД требуются поводы и основания.Поводы к ВУД приведены в ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Это:

Заявление о преступлении

Явка с повинной

Сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников

Рапорт будет поводом к ВУД.

В юридической литературе существует несколько точек зрения при трактовке понятия «повод»:

1Божьев В.П.: повод- источник и одновременно юридический факт или фактическая и юридическая предпосылка уголовного процесса

2.Коблинов А.С.: повод- источник получения информации о преступлении и одновременно процессуальная предпосылка начала уголовно- процессуальной деятельности.

3.Безлепкин Б. Т. – повод - предусмотренный УПК источник первичной информации о готовящемся или совершенном деянии, содержащем признаки конкретного состава преступления.

И о названии: было бы правильнее говорить о поводах к началу производства в стадии ВУД. Если о поводах в ВУД сказано конкретно, то об основаниях весьма кратко:

«Основание ВУД является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Это положение «о достаточности данных» нуждается в разъяснении:

«Достаточные данные» не могут существовать вне или без материальной оболочки. Такой оболочкой или их источником являются перечисленные выше заявления, сообщения, т.е. поводы. В дополнении к ним – протоколы, акты документарных проверок и ревизий, объяснения ит.д.

Во-вторых, «достаточность данных» по мнению Р.Х.Якупова, означает требования их полноты, а не достоверности, хотя вопрос этот спорный.

С ними перекликается утверждение Безлепкина, который пишет, что для констатации наличия основания., не требуется достоверного знания о том, что преступление имело место. Но законодатель требует (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) проверять сообщение о любом совершённом или готовящемся преступлении в отличии от УПК РСФСР(ч.2 ст.109), где говорилось, что по поступившим заявлениям могут быть истребованы необходимые материалы и объяснения.

Гуценко отмечает, что обеспечения законности и обоснованности при ВУД можно добиться лишь путем тщательной проверки и поводов, и оснований, т.е основания в общем то и появляется в ходе проверки поводов, а это на практике происходит всегда.

Согласна с Гуценко и Лупинская в том, что вывод об имевшем место преступлении должен быть основан на достаточных данных, но добавляет при этом, что такие данные обычно носят предположительный характер.

Необходимо иметь в виду, что на этом этапе ВУД речь идёт не о всех признаках деяния, образующего состав преступления, а лишь об объекте и объективной стороне (общественная опасность, противоправность).

Таким образом, основаниями ВУД являются любые сведения полученные и предусмотренные УПЗ источников, позволяющие судить с определённой степенью вероятности о том, что преступление имело место.

При наличии достаточных оснований следователь, дознаватель, а так же начальник органа дознания, руководитель следственного органа в пределах своей компетенции, установленной УПЗ, возбуждают уголовное дело, о чём выносится соответствующее постановлении – это касается публичного и частно-публичного обвинения.

Но: частно-публичное обвинение возможно не иначе, как по заявлению потерпевшего.

Так же обстоит дело и с преступлениями частного обвинения. Имеют свои особенности и дела, возбуждаемые по заявлению коммерческой и иной организации.

В постановлении о ВУД указываются:

· Дата, время и место его вынесения;

· Кем оно вынесено;

· Повод и основание для возбуждения уголовного дела;

· Пункт, часть, статья УК, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Структурно постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Если производство предварительного следствия по уголовному делу поручено следственной группе, то об этом указывается в постановлении о ВУД. Данное решение также может быть отражено в отдельном постановлении.

После вынесения постановления о ВУД:

· Руководитель следственного органа вправе изъять уголовное дело у следователя своего следственного органа и принять данное дело к своему производству;

· Следователь принимает уголовное дело к своему производству или передает его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

· Орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по некоторым делам производит дознание.

Постановление следователя, дознавателя о ВУД незамедлительно направляется прокурору.

Если основания для ВУД отсутствуют, то уполномоченные должностные лица отказывают в ВУД.

Перечень этих оснований дан законодателем в ч.1 ст. 24 УПК РФ.

1)Отсутствие события преступления, т.е. отсутствие самого деяния, которое по поступившему в РОВД сообщению имело место.

2)отсутствие в деянии состава преступления – по такому основанию может быть отказано в ВУД в ситуации, когда само деяние подтвердилось, однако оно не содержит всех элементов состава преступления.

3) истечение сроков давности уголовного преследования (ст. 78 УК)

4)смерть подозреваемого, обвиняемого

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по заявлению потерпевшего (ч.1 ст. 31 УПК РФ)

По мнению Р.Х. Якупова дополнительно к этим основаниям следует отнести: а) акт амнистии, объявленный Государственной Думой, если в этом акте есть прямое указание на возможность в отказе ВУД (ст. 27 УПК)

б) дипломатические иммунитеты и привилегии.

3.Прокурорский и судебный контроль в стадии ВУД.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела является, с одной стороны, соблюдение установленного порядка разрешения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а с другой - законность принимаемых решений.

Для реализации возложенных на прокурора задач он наделен существенными процессуальными правами: согласно ч. 2 ст. 37 УПК РФ, прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении.

В рамках надзора за соблюдением порядка разрешения сообщений о преступлениях прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и иных источников; при этом особое внимание обращается на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения (п. 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства»).

О выявленных нарушениях прокурор вносит обязательные для исполнения представления, однако средствами прокурорского надзора указанные недостатки устраняются далеко не всегда. Прокурорский надзор нередко осуществляется формально, бессистемно, отсутствует контроль над выполнением требований прокуроров, и меры прокурорского реагирования зачастую не достигают цели. В связи с этим проблему укрытия преступлений от учета и регистрации невозможно решить только с помощью совершенствования методики прокурорского надзора. Необходимы меры организационного характера, принятые на государственном уровне. Одной из таких мер является разработка единой государственной системы регистрации и учета преступлений, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 г. № 328 «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений» и реализовано в приказе Генерального прокурора Российской Федерации, МВД Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю над оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете

При осуществлении надзора за возбуждением уголовных дел прокурор должен тщательно изучить материалы проверок сообщений о преступлениях; не допустить промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления; при поступлении от следователя, дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки, а в случае производства отдельных следственных действий - их протоколов и постановлений незамедлительно проверить их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, установить обстоятельства, исключающие необходимость возбуждения уголовного дела, выяснить своевременность и законность проведения следственных действий.

В систему обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела неотъемлемой частью входит судебный контроль.

Судебный контроль на досудебном производстве представлен в двух формах: превентивной (в виде дачи разрешений на производство процессуальных действий) и последующей (в виде рассмотрения судом жалоб на незаконные и необоснованные действия и решения).

Первая форма судебного контроля применительно к стадии возбуждения уголовного дела проявляется в виде дачи разрешения на проведение осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, если это жилище является местом происшествия. Очевидно, что указанная форма судебного контроля не может проявляться на данном этапе в полной мере, поскольку производство следственных действий (кроме осмотра места происшествия) и применение мер процессуального принуждения, требующих разрешения суда, невозможно до возбуждения уголовного дела.

В связи с этим контрольные полномочия суда на стадии возбуждения уголовного дела реализуются главным образом через рассмотрение жалоб участников процесса и иных лиц.

В части 1 ст. 125 УПК РФ прямо указано на то, что отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован в суд; согласно ч. 5 ст. 144 УПК РФ, в суде обжалуется и отказ в приеме сообщения о преступлении. Кроме того, в предмет судебного контроля входят «иные решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию» (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). Конкретный перечень таких действий в Уголовно-процессуальном кодексе отсутствует.

Конституция России предусматривает широкий перечень прав и свобод человека и гражданина, непосредственно или косвенно реализуемых в сфере уголовного судопроизводства, однако затруднить доступ к правосудию способно почти любое действие и решение должностного лица, осуществляющего досудебное производство. Поэтому на стадии возбуждения уголовного дела в суде могут быть обжалованы любые действия и решения следователя и прокурора, если заявитель полагает, что они затрагивают его конституционные права и свободы либо затрудняют доступ к правосудию.

Согласно общей норме, закрепленной в ст. 123 УПК РФ, распространяющейся и на судебный порядок рассмотрения жалоб, право обжалования принадлежит участникам уголовного судопроизводства и иным лицам в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Поскольку в Уголовно-процессуальном кодексе понятие «интересы» не конкретизируется, что позволяет утверждать об установлении в законе всеобъемлющей защиты лиц от различного рода нарушений или стеснений в результате рассмотрения сообщения о преступлении.

Таким образом, в законе не предусмотрены ограничения как по предмету, так и по кругу лиц, имеющих право принести жалобу в суд на нарушение своих прав, допущенное при рассмотрении сообщения о преступлении.

Согласно ч. 5 ст. 125 УПК РФ, по результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение или об оставлении жалобы без удовлетворения.

Редакция п. 1 ч. 5 ст. 125 УПК РФ позволяет утверждать, что в случае признания решения следователя, прокурора незаконным или необоснованным судьей такое решение не отменяется; эта обязанность возлагается на соответствующее должностное лицо. Иными словами, суд, выявив нарушение закона при проверке по жалобе постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, направляет дело прокурору, который может такое постановление отменить, а может и не отменить, поскольку прямого указания от суда не последовало. В результате прокурор может не согласиться с решением суда, а дальнейшая процедура обжалования в законе отсутствует. В связи с этим представляется целесообразным указать в ст. 125 УПК РФ, что судья, рассматривая жалобу, должен принимать решение об отмене признанных неправомерными постановлений.

Итак, прокурорский надзор - основное и наиболее действенное средство выявления нарушений закона; судебный контроль, не вторгаясь в рассмотрение сообщения о преступлении, обеспечивает защиту конституционных прав и свобод граждан.


Меры уголовно-процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства ограничения конституционных и иных прав и свобод личности по уголовным делам, применяемые прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем и судом при наличии условий, оснований и в порядке, регламентированном законом, в отношении участников уголовного судопроизводства, в целях предупреждения и пресечения их неправомерных действий, для обеспечения установленного порядка производства по уголовному делу, надлежащего исполнения приговора, достижения назначения судопроизводства.
Все меры уголовно-процессуального принуждения применяются по решению соответствующих должностных лиц и органов независимо от воли и желания лица, в отношении которого они направлены.
В то же время в ряде случаев гражданин, добровольно выполняющий требования закона, может избежать применения в отношении его указанных мер. Например, в случае добровольного возмещения обвиняемым причиненного преступлением имущественного вреда, следователь не вправе проводить наложение ареста на имущество обвиняемого при отсутствии других оснований для его применения.
Перечень мер уголовно-процессуального принуждения, их основания, условия и порядок применения определены в законе.
СИСТЕМА МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.
Все меры уголовно-процессуального принуждения подразделяют на три группы: задержание подозреваемого, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.
Задержание.
В п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого определяется как мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Основание и порядок задержания подозреваемого регламентированы в ст. 91 и 92 УПК РФ. Лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (срок лишения свободы в законе не оговорен), при наличии любого из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:
1) пыталось скрыться;
2) не имеет постоянного места жительства;
3) не установлена его личность;
4) прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента:
1) вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено;
2) фактического задержания.
В соответствии со ст. 92 УПК РФ при задержании лица должен быть составлен протокол в срок не более 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору. При этом подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, о чем делается отметка в протоколе задержания.
Подозреваемый в соответствии со ст. 94 УПК РФ подлежит освобождению в следующих случаях:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ.
В этом случае суд, рассматривая ходатайство об аресте подозреваемого, принимает решение о продлении срока задержания по ходатайству стороны на срок, не более 72 часов, для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания.
Итак, если срок задержания подозреваемого следователем, дознавателем, прокурором составляет 48 часов и далее суд может продлить срок задержания еще до 72 часов, то в итоге максимальный срок задержания может составить 5 суток.
Меры пресечения.
Под мерами пресечения понимаются меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые дознавателем, следователем, прокурором, а также судом в пределах предоставленных им полномочий к обвиняемому, подсудимому, в исключительных случаях подозреваемому с целью исключить для них возможность: скрыться от дознания, предварительного следствия или суда; продолжать заниматься преступной деятельностью; воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также для обеспечения исполнения приговора.
В ст. 98 УПК РФ дан следующий перечень мер пресечения:
1) подписка о невыезде;
2) личное поручительство;
3) наблюдение командования воинской части;
4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
5) залог;
6) домашний арест;
7) заключение под стражу.
В соответствии со ст. 97 УПК РФ дознаватель, следователь, прокурор вправе избрать обвиняемому (в исключительных случаях подозреваемому) одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ. Эти меры применяются при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.
При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Избрание меры пресечения – право, но не обязанность следователя, дознавателя, прокурора. Если нет оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, мера пресечения может быть не избрана. В некоторых случаях, с учетом обстоятельств дела, личности обвиняемого, тяжести обвинения, будет достаточным отобрание у обвиняемого обязательства о явке.
Право на применение меры пресечения, как правило, принадлежит тому, в чьем производстве находится уголовное дело, а также прокурору. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд – определение. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю.
Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, т.е. отпадают те основания, при наличии которых она была избрана. Например, если уголовное дело прекращено, то подлежит отмене и мера пресечения, если она была избрана по делу.
Мера пресечения может быть изменена на более строгую – в случае изменения оснований для ее избрания. Например, в отношении обвиняемого была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, однако он перестал являться по вызовам к следователю – выяснилось, что он оформляет загранпаспорт и визу, и т.д. В таком случае следователь может обратиться с ходатайством в суд об изменении обвиняемому меры пресечения на заключение под стражу.
Не исключается изменение меры пресечения и на более мягкую.

1)меры процессуального принуждения: понятие и классификация

2)задержание подозреваемого

3)меры пресечения

4)иные меры процессуального принуждения

1)МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация мер процессуального принуждения:

Задержание подозреваемого

Меры пресечения

Иные меры процессуального принуждения

УПК РФ содержит процессуальные гарантии, которые обеспечивают законность применения мер процессуального принуждения. Ими являются:

Применение мер процессуального принуждения только по возбужденному уголовному делу при наличии предусмотренных законом оснований и только до вступления приговора или иного решения суда в законную силу

Исчерпывающий круг участников уголовного судопроизводства, к которому эти меры м б применены, а равно органов и должностных лиц уполномоченных на их применение

Установление четкого процессуального порядка применения каждой меры процессуального принуждения

Любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, имеет право на возмещение вреда в порядке реабилитации.

Меры процессуального принуждения- предусмотренные законом процессуальные средства принудительно-обеспечительного характера, включающие в себя задержание подозреваемого мерой пресечения и иные меры процессуального принуждения, которые орган дознания, дознаватель, следователь, а также суд в пределах своих полномочий вправе применить к подозреваемому, обвиняемому и иным участникам уголовного судопроизводства при наличии оснований, предусмотренных УПК РФ в целях предупреждения, либо пресечения их неправомерных действий. Меры процессуального принуждения не являются разновидностью уголовного наказания и к осужденным не применяются.

2)ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО

Задержание подозреваемого- мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, следователем, дознавателем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Она может применяться без судебного решения, но только на стадии предварительного расследования и только по уголовным делам о преступлениях, за совершение которых м б назначено наказание в виде лишения свободы.

Основания задержания:

Лицо застигнуто при совершении преступлении или непосредственно после его совершения

Когда потерпевший или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление

Когда на этом лице или его одежде при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Перечисленные в законе основания задержания подозреваемого могут возникнуть только при наличии достаточных данных указывающих на признаки преступления.

Лицо принявшее решение о применении этой меры процессуального принуждения должно произвести следующие дей-ия:

Подозреваемому д б разъяснены суть подозрения и его права предусмотренные ст 46 упк РФ

В срок не позднее 3х часов д б составлен протокол задержания, копия которого вручается подозреваемому

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течении 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый д б допрошен

Если в отношении подозреваемого возбуждается ходатайство о заключении его под стражу, то постановление и материалы к нему д б представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя:

Если не подтвердилось подозрение в совершении преступления

Если отсутствует основание применения мер пресечения в виде заключения под стражу

Если задержание было произведено с нарушением требований УПК РФ

3)МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

Меры пресечения- предусмотренные УПК РФ 7 мер процессуального принуждения, одну из которых при наличии достаточных оснований дознаватель, следователь или суд вправе избрать обвиняемому, а в исключительных случаях подозреваемому с целью временного ограничения его прав и свобод. Ими являются:

Подписка о невыезде и надлежащем поведении(ст 102 упк)

Личное поручительство(ст 103 упк)

Наблюдение командования воинской части(ст 104)

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым(ст 105 упк)

Залог(ст 106 упк)

Домашний арест(ст 107 упк)

Заключение под стражу(ст 108,109 УПК)

Процессуальными гарантиями законности и обоснованности применения мер пресечения выступают:

Применение меры пресечения не иначе как после возбуждения уг.дела

Применение меры пресечения только в отношении обвиняемого и в исключительных случаях подозреваемого

Предоставление права избирать меру пресечения только дознавателю, следователю или суду и только в пределах своих полномочий

Отсутствие у них обязанности применять меру пресечения

Наделение дознавателя, следователя и суда полномочиями по избранию только одной меры пресечения по её последующей отмене, а также по изменении меры пресечения на более строгую или более мягкую

Обеспечение судебным контролем и другими правовыми гарантиями справедливости и соразмерности процессуальных процедур по избранию мер пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей

Возможность обжалования решения суда, следователя, дознавателя о применении мер пресечения

В исключительных случаях мера пресечения м б избрана в отношении подозреваемого, при этом обвинение ему д б предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу в тот же срок с момента задержания. Об избрании меры пресечения выносится постановление, его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, одновременно ему разъясняется порядок обжалования решения о её избрании.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызову дознавателя, следователя или в суд; иным путем не препятствовать в производстве по уголовному делу.

Личное поручительство - состоит в письменном обязательстве заслуженного доверием лица о том, что оно ручается за выполнением подозреваемым или обвиняемым 2х обязательств:

В назначенный срок являться по вызову дознавателя, следователя в суд

Иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Наблюдение командованием воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или проходящим воинские сборы состоит в принятии мер предусмотренных уставом вооруженных сил РФ для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом взяток на себя обязательств.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами или попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

Залог- м б избран в любой момент производства по уголовному делу и состоит во внесении или передачи подозреваемым, обвиняемым или другим ЮЛ или ФЛ на стадии предварительного расследования в орган в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства- в суд недвижимого и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению РФ акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого, либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд предупреждения совершения им новых преступлений.

Вид и размер залога определяется судом с учетом следующих обстоятельств:

Характер совершенного преступления

Данных о личности подозреваемого или обвиняемого

Имущественного положения залогодателя

По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не м б менее 100тыс руб, а по уг.делам о тяжких и особо тяжких преступлениях менее 500тыс руб

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной, либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя, либо на иных законных основаниях с возложением ограничений и запретов и осуществлением за ним контроля. Наказание избирается на срок до 2х месяцев.

Заключение под стражу применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое УЗ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3х лет и при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения. К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу м б применено в случае если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. Срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В ходатайство о продлении срока содержания под стражей д б представлено в суд по месту производства предварительного расследования, либо по месту содержания обвиняемого под стражей не позднее, чем за 7 суток до его истечения. Судья принимает свое решение не позднее чем через 5 суток после получения такого ходатайства. Мера пресечения отменяется когда в ней отпадает необходимость или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменились основания для её избрания. изменение меры пресечения допускается также в целях обеспечения безопасности подозреваемого, обвиняемого

4)ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Это группа из 5 мер, особенность которых проявляется в возможности их применения дознавателем, следователем или судом не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к другим участникам уголовного процесса в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства, а также надлежащего исполнения приговора. Ими являются:

Обязательства явки(ст 112 упк)

Привод(ст 113)

Временное отстранение от должности(ст 114 упк)

Наложение ареста на имущество(ст 115-116 упк)

Денежное взыскание(ст 117-118 упк)

Обязательства явки состоит в письменном обещании подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля своевременно являться по вызову дознавателя, следователя и в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом.

Привод состоит в принудительном доставлении подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего и свидетеля к дознавателю, следователю или в суд.

По общему правилу привод не может производиться в ночное время.

Временное отстранение от должности м б применено только к подозреваемому, обвиняемому, независимо от того является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого, обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования ходатайство. Постановление судьи о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы либо в вышестоящую организацию и подлежит немедленному исполнению

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества распоряжаться и пользоваться им, а также в изъятии имущества и передачи его на хранение с целью обеспечить исполнения приговора других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. Наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления или определения лица или органа в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость

Денежное взыскание предназначается только для потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика и понятого. Оно м б наложено в случаях неисполнения этими участниками уголовного судопроизводства, предусмотренных упк РФ процессуальных обязанностей, а также при нарушении ими порядка судебного заседания. Процессуальные обязанности за неисполнение которых м б наложено денежное взыскание д б прямо предусмотрено УПЗ. Денежное взыскание налагается судом в том судебном заседании где это нарушение было установлено. Если соответствующее нарушение было допущено в ходе досудебного производства, то дознаватель, следователь составляет протокол о нарушении, который направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течении 5 суток с момента его поступления в суд. Размер денежного взыскания варьируется в пределах до 2500руб. если его единовременная уплата невозможна, то суд при наложении такого взыскания вправе отсрочить или рассрочить на срок до 3 месяцев.

Уголовно-процессуальным правом предусмотрена возможность применения государственного принуждения к гражданам, не исполняющим требования закона. Также возможны другие предупреждения такого неисполнения.

Они могут носить разный характер: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный.

Меры процессуального принуждения в уголовном процессе применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер.

Применяются органами расследования, судебными органами в пределах их полномочий к лицам, участвующим в деле, ненадлежащее поведение которых может препятствовать успешному ходу уголовного судопроизводства.

Меры процессуального принуждения — это решения и действия органов, которые ведут производство по делу, предусмотренные уголовно-процессуальным правом.

Рассматривая вопрос, что такое меры процессуального принуждения, следует изучить их основные особенности:

  1. Они имеют конкретные цели, исходя из общего назначения уголовного судопроизводства.
  2. Применяется, когда есть предусмотренные законом основания, условия и порядок, гарантирующий их законность и обоснованность.
  3. Имеют особенное содержание и характер.
  4. Осуществляются помимо воли и желания граждан или объективно ограничивают их права.

Общие основания и предел применения мер процессуального принуждения — это необходимость достижения целей правосудия, обеспечения соответствующего порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.

Меры процессуального принуждения используются только в тех случаях, когда действительно возможны появления препятствий для движения дела.

Общие условия применения процессуального принуждения:

  1. Возбужденное уголовное дело.
  2. Субъект применения, который занимает определенную должность и принял дело к своему производству.
  3. Надлежащий объект — лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона, отсутствие служебного иммунитета.

Понятие и виды мер процессуального принуждения предусматривает уголовно-процессуальное законодательство:

Если есть основания для меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны принимать во внимание тяжесть предъявленного обвинения, информацию о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие данные.

Мера пресечение в отношении обвиняемого выбирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно продляется и срок действия меры пресечения.

Исключением является такая мера пресечения, как заключение под стражу. Она имеет собственный срок исчисления, что нуждается в самостоятельном продлении.

Мера пресечения в отношении подозреваемого действует 10 суток . В случае, когда на протяжении данного периода ему не предъявлено обвинение, мера пресечения снимается.

Мера пресечения, которая определена в отношении лиц, подозреваемых в преступлениях, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278,279, 281 и 360 УК, действует в течение месяца, именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение.

Решение о выборе меры пресечения оформляется соответствующим постановлением . Копия данного документа вручается обвиняемому, его защитнику и законному представителю по их просьбе.

Отличие мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:

Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер процессуального принуждения.

Задержание подозреваемого — это мера официального принуждения, которая применяется органом дознания, следователем или прокурором на срок не более, 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Следователь имеет право задержать гражданина по подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Для этого должно быть одно из таких оснований:

  1. Когда гражданин замечен при совершении преступления или в момент его завершения.
  2. Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление.

Если есть другие данные, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано.

В случае, когда человек пытался скрыться или не имеет постоянного места жительства, его личность не установлена, а также, если следователем с согласия руководителей в суд направлено ходатайство, об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

После того, как подозреваемый доставляется к следователю, протокол должен быть составлен в течение 3 часов. В нем делается отметка о том, что подозреваемому были разъяснены правила, предусмотрены статьей 46 УПК РФ.

В протоколе следует указать все необходимые данные:

  1. Год, число, месяц, день, время и место его составления.
  2. Основания и мотивы задержания подозреваемого.
  3. Результаты его личного обыска и другие мотивы задержания.
  4. Протокол задержания подписывается лицом, которое его составило и подозреваемый.

О задержании человека следователь должен сообщить прокурору об этом в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Органы дознания проводят допрос подозреваемого не позже 24 часов, в соответствии с требованиями второй части статьи 46, статьи 189 и 190 УПК РФ.

Прежде, чем начать допрос, подозреваемому по его желанию обеспечивается свидание с его защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого, время на свидание может быть ограничено до 2 часов.

Об этом в обязательном порядке ставят в известность подозреваемого и его защитника.

Не позже 12 часов с момента задержания следователь уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или предоставляет такую возможность ему самому.

В случае, когда задержанным подозреваемым является военнослужащий, об этом уведомляется командование воинской части.

Если задерживается сотрудник органа внутренних дел, в известность ставится начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

Если подозреваемый — это гражданин или подданный иного государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом извещается посольство или консульство этого государства.

В случае, когда возникает необходимость в интересах расследования сохранить в тайне факт задержания, то с согласия прокурора уведомление может не проводиться. Исключением является случай, когда подозреваемым является несовершеннолетнее лицо.

Задержанный или обвиняемый в преступлении, имеет право пользоваться помощью адвоката. Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту.

Защитник обязывается следить за правильным соблюдением всех процессуальных правил. Это дает возможность не допустить нарушения прав подзащитного с момента задержания.

Таким образом, задержание подозреваемого, как мера процессуального принуждения применяется для выяснения причастности задержанного к совершенному преступлению, а также для решения вопроса относительно применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Это возможно только по возбужденному уголовному делу.

Мери процессуального принуждения предусмотрены законом для того, чтоб объективно ограничить права и свободы человека, привлекаемого к уголовному преследованию.

Основная цель — предупреждение или пресечение неправомерных действий этих лиц . Основные отличия мер процессуального пресечения от других мер заключается в субъектах, к которым они применяются, ценностях, что подвергаются ограничению, порядке избрания, изменения и отмены.

Уголовно-процессуальное право определяет ряд способов воздействия на людей, которые не выполняют требования установленного закона. Эти способы принято называть меры уголовно-процессуального принуждения. От других мер принуждения они отличаются тем, что применяют их исключительно в период уголовного производства, а не после решения суда, и носят они процессуальный характер. Важность мер принуждения заключается в том, что они позволяют ограничить возможности преступника на время расследования для совершения других злодеяний.

Каждый участник уголовного производства имеет свой процессуальный статус, соответственно, меры процессуального принуждения УПК избирает по отдельности для каждого из них, то есть влиять государство может не только на предполагаемого преступника, но и на свидетеля или потерпевшего. Важно, что избирать способ принуждения необходимо исключительно в рамках регламентируемого УПК порядка.

После возбуждения уголовного производства следователь решает, стоит ли применять меры принуждения в уголовном процессе к обвиняемому или нет. Если имеет место предположение, что виновный может скрыться или он несет в себе определенную опасность для свидетелей, потерпевшего, в отношении него осуществляется назначение меры пресечения. Порой, меры пресечения, а непосредственно содержание под стражей, избираются судом для обеспечения выполнения приговора. При избрании способа принуждения обязательно учитываются такие характеристики, как личность виновного, наличие детей, профессия, а также место жительства.

Основной гарантией соблюдения прав граждан является тот факт, что все меры воздействия применяются только по возбужденному уголовному делу. Без установления точных фактов и доказательств вины, меры принуждения не могут применять к подозреваемому или другому человеку. Разрешение на применение одной из мер принуждения дает суд, и в дальнейшем постоянно им контролируется.

Все виды мер уголовно-процессуального принуждения ограничивают в какой-то мере права и свободы человека до вынесения судом решения. При этом они характеризуются и временностью − после заседания суда, если будет избрана другая санкция, человека освобождают от ранее избранного пресечения. Важно отметить, что избрание способа ограничения субъекта уголовного дела должно преследовать те же цели, что и судопроизводство. Мера должна иметь четкие, описанные в УПК, основания и базироваться на мотивированном решении следователя, дознавателя или прокурора.

Учитывая разное процессуальное положение участников производства, предполагается три формы воздействия на них:

  • задержание подозреваемого субъекта;
  • пресечение, направленное на людей, совершивших тяжкое преступление;
  • другие виды воздействия.

Каждый из способов принуждения по своему влияет на участника процесса, ведь он не только ограничивает основные возможности человека, но воздействует на психику и волю.


Достаточно часто люди, пребывая в предварительном заключении, раскаиваются или решают признаться в содеянном. Именно поэтому правоведы считают меры процессуального принуждения в уголовном процессе промежуточным способом исправления преступника, хоть досудебное задержание и не выступает полноценной мерой наказания.

Основания и порядок задержания

Под задержанием принято понимать кратковременное лишение свободы без решения суда и санкции прокурора. Осуществляют данное действие с целью пресечения преступной деятельности, а также предотвращения случаев сокрытия от следствия важных доказательств и фальсификации улик. Срок задержания, допустимый УПК, составляет 48 часов, иногда он может быть продолжен до 72 часов. Если за это время не будет выдвинуто обвинение, то задержанного человека обязательно должны отпустить. После задержания виновного помещают в следственный изолятор.

Основанием для задержания лица, подозреваемого в преступлении, являются:

  • субъект был замечен при совершении преступного деяния или же сразу после его совершения на месте злодеяния;
  • потерпевшие или очевидцы указали на конкретного гражданина, как на преступника;
  • на одежде лица были обнаружены следы крови или в его жилье были найдены следы преступления;
  • лицо пыталось скрыться с места преступления;
  • субъект не имеет постоянного места жительства;
  • не получилось на месте установить личность подозрительного субъекта.


Задержание может также проводиться, если имеет место составленное следователем или прокурором ходатайство в суд на избрание меры пресечения к конкретному гражданину. Дополнительно ознакомиться с основаниями задержания можно в статье 91.

Кроме оснований для ограничения свободы подозреваемого, обязательно четко соблюдают его порядок. Только так можно обеспечить соблюдение прав подозреваемого и избежать процессуальной ошибки, которая потом может стать поводом для освобождения от ответственности виновного. Соблюдая установленный порядок можно на законных основаниях удерживать подозреваемого до полного установления обстоятельств дела.

Порядок задержания состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои особенности, но обязательный к соблюдению:

  1. Фактическое задержание.
  2. Составление протокола. Должен быть составлен этот документ не позже трех часов после задержания. При составлении может присутствовать адвокат обвиняемого, если он выявит такое желание. При этом следователь или дознаватель не может заставить задержанного воспользоваться услугам адвоката.
  3. Уведомление прокурора. О намерении задержать человека или после задержания его следователь должен уведомить прокурора не позже 12 часов.
  4. Допрос. Проводиться данное мероприятие не позже как через 24 часа после задержания. До начала допроса все просьбы задержанного должны быть удовлетворены, к примеру, если он захочет наедине поговорить с защитником, ему такое право должны предоставить.
  5. Уведомление родственников. Не позднее 12 часов следователь должен уведомить родственников задержанного о его месте нахождения.

Вместе с процедурой задержания нужно провести личный обыск и обыск дома обвиняемого. Это необходимо для установления, сохранились ли следы преступления, в котором обвиняют человека или нет.

Отдельно хотелось бы отметить процедуру составления протокола. Очень часто процессуальные ошибки встречаются именно на этапе его составления. Документ должен содержать дату, время проведения задержания, город, место – название отдела, основания задержания, а также результаты обыска. В конце должна быть подпись составившего документ, подозреваемого и его адвоката.

Меры пресечения

Меры пресечения второй группы заключаются в психологическом воздействии или в помещении подозреваемого под стражу. Применяют этот способ ограничения исключительно к лицам, способным мешать следствию, воздействовать на потерпевшего или свидетелей, а также не исполняющим уже вынесенный приговор.


Чтобы эта мера пресечения была оправдана, следователь должен аргументировать факт того, что гражданин опасен для общества, может совершить насилие или повторные преступления, а также несет в себе угрозу для других участников производства. Решение о помещении под стражу принимается судом или следственным органом.

Система мер уголовно-процессуального принуждения включает такие способы воздействия:

  • подписка о невыезде;
  • личное поручительство;
  • наблюдение командования воинской части;
  • присмотр;
  • залог;

Подписка о невыезде является своего рода обязательством подозреваемого не покидать пределы города и по первому требованию приезжать к следователю. Если это обязательство будет нарушено, подозреваемого человека заключат под стражу. Личное поручительство – это привлечение ответственного лица, которое подтвердит свою обязанность следить за соблюдение подозреваемым человеком всех требований следователя.

Санкция в виде наблюдения командования распространяется исключительно на военнослужащих, нарушивших закон. По своей сути, это то же, что и личное поручительство, только гарантировать соблюдение требований следователя будет не посторонний человек, а командир.

Присмотр распространяется на несовершеннолетних нарушителей. Ответственность по выполнению предписаний следователя берут на себя родители или опекуны.

Под залогом подразумевают внесение определенной суммы денег или ценностей в качестве средства обеспечения явки обвиняемого к следователю или в суд. Размер залога зависит от тяжести преступления, а также личности виновного. Если подозреваемый нарушит условия залога, то средства засчитывают на счет государства. Подозреваемому лицу избирают более строгую меру пресечения или объявляют в розыск.

Иногда человеку разрешают находиться в пределах собственного дома или квартиры, эта мера принуждения носит название домашний арест. Человеку запрещено покидать пределы обозначенной территории. Часто для обеспечения соблюдения правил надевают электронный браслет. Длительность домашнего ареста не должна превышать двух месяцев.


Самым суровым вариантом считают заключение под стражу. В данном случае ограничивают свободу человека и помещают его в СИЗО. Причины помещения в изолятор для каждого случая индивидуальны, но надо обязательно доказать, что обвиняемый опасен для общества, пребывая на свободе. Длительность нахождения в СИЗО может составлять два месяца, а может полтора года.

Каждый из перечисленных вариантов предварительного задержания может быть изменен на более строгий или более мягкий. Иногда мера пресечения может даже отменяться.

Другие способы воздействия

Понятие и виды мер процессуального принуждения в уголовном процессе не ограничиваются средствами, связанными с пресечением или задержанием субъекта расследования. Существуют способы воздействия, которые назначаются не только для обвиняемых, но и для потерпевших или свидетелей. Объектом ограничительного режима могут стать: свидетели, пострадавшие, эксперты, переводчики, гражданские ответчики и даже понятые.

Условия принуждения в данном случае, используются не для ограничения прав субъекта, а для обеспечения порядка судопроизводства и исполнения приговора.


Другими мерами воздействия на людей с процессуальным статусом считают:

  • подпись о явке;
  • принудительный привод;
  • отстранение от выполнения должностных обязанностей;
  • арест на имущество;

Обязательство по явке заключается в подписании конкретного документа, в котором лицо обязуется по первому требованию прибыть к следователю, и о любых изменениях места жительства или пребывания сообщать незамедлительно. Привод – это принудительное доставление лиц, которые уклоняются от посещения следователя по вопросам уголовного производства. Если у человека имелась веская причина не явиться к следователю, он обязан сообщать об этом заранее.

Отстранять от должности могут только подозреваемых или обвиняемых. Осуществляется это на время следствия. Мера ограничения назначается исключительно в судебном порядке.

Под арестом имущества подразумевают полный запрет на использование собственности виновным. Это принуждение применяется исключительно к подозреваемым и виновным, если есть основания полагать, что это имущество было заработано или приобретено не законными путями. Время ареста решает суд, при этом срок может быть, как увеличен, так и досрочно прекращен. Денежное взыскание – это своего рода штраф за несоблюдение процессуальных обязанностей. Налагает штраф судья, размер штрафа не должен превышать 2,5 тыс. рублей.

Для реализации каждой меры принуждения необходима инициатива следователя или дознавателя. Классификация вариантов принуждения позволяет подобрать ту меру предварительного наказания, которая позволит контролировать каждого, согласно его процессуальному статусу и уровню опасности.

Законодатель одинаково заботится обо всех участниках судопроизводства. Предварительное пресечение позволяет защитить участников производства от воздействия обвиняемого, а также оградить подозреваемого от мести родственников жертвы.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.